Бизнес и Культура

Беседы с А. Казаковым. Есенин и его современники… Николай Клюев (ч. 3)

Издание А. Казакова. Челябинск, 2005

Издание А. Казакова.
Челябинск, 2005

Алексей Казаков продолжает свое повествование
о современниках Сергея Есенина и рисует портрет
его «крестного отца» в литературе –
поэта Николая Клюева,
еще одного светоча Серебряного века русской литературы.

Он оказал чрезвычайное влияние
не только на гениального поэта,
но и на всю переломную эпоху,
первую треть ХХ века –
от свержения царского самодержавия
до воцарения Красного режима…

kazakov1-otbivka-1

Есенин и Клюев, Петроград, 1916

Есенин и Клюев, Петроград, 1916


Николай Клюев был духовным поводырем Сергея Есенина. По официальной версии Есенин и Клюев встретились в Петрограде весной 1915 года. В том году – 9 марта – Есенин впервые пришел к Александру Блоку, который его выслушал и оставил запись в своем дневнике: «голосистый, многословный язык…» А пришел он не просто так, а по рекомендации Сергея Городецкого.

Удивительно, но Есенин приехал в Питер в прямом смысле за славой. И начинал он с литераторов, которые ему были, более или менее, известны, но, может быть, не столь близки. Тот же Блок с его драмой «Роза и крест» или «…дыша духами и туманами…» – это не для Есенина, но, тем не менее, Блок для него был ориентиром. Поэтому он и решил прийти к нему.

Н. Клюев с отцом А.Т. Клюевым, с. Макачево, Олоненцкий край, 1900

Н. Клюев с отцом
А.Т. Клюевым, с. Макачево,
Олоненцкий край, 1900

Календарь А. Казакова, г. Вытегра, портрет Клюева, 1910

Календарь А. Казакова,
г. Вытегра, портрет Клюева,
1910

По моим данным и некоторым косвенным сведениям Есенин и Клюев пересеклись раньше – осенью 1914 года, в начале Первой мировой войны. Это тоже было в Питере. Есть очерк Максима Горького о Есенине, где он четко пишет: «Мы стояли на Семеновском мосту, и Есенин плевал в воду…» Этот мост сохранился по пути к Литейному, на левой стороне. Я специально прошел маршрут, описанный Горьким в очерке о Есенине, где он упоминает, что «нас было трое: Клюев, Есенин и я…» То есть, так или иначе, Клюев и Есенин пересеклись в 1914 году.

И в то время, когда Городецкий направлял Есенина в разные литературные салоны, он написал: «В кармане у него рубль, а в душе – богатство». То есть уже первому человеку, встретившемуся на есенинском пути, была понятна значимость юного поэта. Потом Есенин писал о Городецком: «Ты был мне не другом, а братом…» Он всегда считал его духовно близким.

 Клюев, худ. А. Яр-Кравченко, 1931

Клюев,
худ. А. Яр-Кравченко,
1931

Клюев, худ. В. Щербаков, 1931

Клюев,
художник В. Щербаков,
1931

Николай Клюев (худ. А. Яр-Кравченко)

Николай Клюев,
художник
А. Яр-Кравченко

Второе подтверждение, что, все-таки, Есенин впервые был в Питере в 1914 году – упоминание о том, что за полгода до весны 1915-го Есенин приезжал в Питер на разведку, чтобы присмотреться, как и что? В ту пору он работал в Москве, в типографии Сытина, а еще подрабатывал в мясной лавке у купца Крылова в Замоскворечье, где его отец служил приказчиком.

Календарь А. Казакова, место ссылки Клюева, с. Колпашево, Нарымский край, р. Обь, портрет Клюева из следственного дела, 1934

Календарь А. Казакова, место ссылки Клюева,
с. Колпашево, Нарымский край, р. Обь,
портрет из следственного дела, 1934

Н. Клюев, Палех

Николай
Клюев,
Палех

Работая в типографии Сытина младшим корректором, Есенин много читал и, естественно, знал литераторов по их публикациям. В основном то были питерские литераторы, а ведь к 1915 году Клюев уже был десять лет в литературе, начиная с 1904 года. Кстати, Клюева тоже приветил Блок, и он тоже был его «крестным отцом».

О 1914 годе есть еще воспоминания ученика Ильи Репина – костромского художника Ефима Васильевича Честнякова, которым я тоже занимался. Он учился в Тенишевском училище, у Репина, но не закончил. Видимо, Репин его не очень полюбил. Честняков – вообще уникальная личность. Он пришел в Питер из глухой деревни Шаблово Костромской губернии и туда же вернулся, не доучившись. Вот он и записал однажды: «Видел Есенина и Клюева, 1914 год, осень…»
 

Избранные издания Н. Клюева

Обложка сборника стихов

Обложка сборника стихов

Н. Клюев, Гагарья Судьбина, автобиография, 1922

Н. Клюев, Гагарья Судьбина,
автобиография, 1922

Нью-Йорк, 1954

Нью-Йорк, 1954

Берлин, 1920

Берлин, 1920

Берлин, 1920

Берлин, 1920

Берлин, 1920

Берлин, 1920

бк

Продолжение в аудиозаписи…

 

 

Фото из личного архива Алексея Казакова

 
Читайте еще по этой теме:
Беседы с Алексеем Казаковым. Сергей Есенин и его современники (ч. 2).
Беседы с Алексеем Казаковым. Сергей Есенин и его современники (ч. 1).
Андроников, Любимов, Конёнков… Беседы с Алексеем Казаковым.
Любимов, Высоцкий, Таганка… Беседы с Алексеем Казаковым.
И снова об Ираклии Андроникове… Беседы с Алексеем Казаковым
 
 
 

Нравится материал?
Помоги проекту «Бизнес и культура»!
Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.

 
 
 
 

Читайте нас в Telegram


Присоединяйтесь к нам!

f
tw
you
i
g
v