Бизнес и Культура

Беседы с Алексеем Казаковым. Сергей Есенин и его современники (ч. 2)

А. Казаков и С. Юрок. 1970

А. Казаков и С. Юрок.
1970

Алексей Казаков рассказывает об одном из самых выразительных периодов в судьбе Сергея Есенина – громоподобной поездке в Европу и Америку, в которой его сопровождала законная супруга – феноменальная танцовщица Айседора Дункан-Есенина.

Уникальная ценность повествования нашего героя именно в том, что в 1970 году в Москве в отеле «Националь» Алексею Леонидовичу удалось лично встретиться и капитально побеседовать со знаменитым американским промоутером Солом Юроком, который продюсировал вышеупомянутые гастроли звездной четы в США в 1922-1923 годах…

kazakov1-otbivka-1

Сол Юрок и Айседора Дункан

Нам нужно вспомнить две совершенно разные фигуры, которые имеют прямое отношение к Сергею Есенину. Это его американский импресарио Сол Юрок – Соломон Исаевич Юровский (1888–1974), выходец из России, Черниговской губернии – который в 1905 году эмигрировал в США, где организовал свое концертное бюро по пропаганде русского классического искусства: оперы, балета…

Сол Юрок, отель Националь, Москва, октябрь, 1970

Сол Юрок, отель Националь,
Москва, октябрь, 1970

Отель Националь, Москва, декабрь, 2014

Отель Националь, Москва, декабрь, 2014

И второй персонаж, имеющий прямое отношение к Есенину, – поэт Николай Алексеевич Клюев, оказавший огромное влияние на молодого, раннего Есенина. Он был его духовным поводырем в Петербурге, начиная с 1915 года. И Есенин в последние дни своей жизни в декабре 1925 года пришел именно к Клюеву – уже в Ленинграде. На эту встречу Есенин взял с собою Вольфа Эрлиха, ленинградского поэта, и сказал ему: Клюев – мой учитель. Вот это и определяет для нас значимость Клюева в творческой биографии Есенина.

А. Дункан, худ. Г. Крэг, 1908

А. Дункан, худ. Г. Крэг,
1908

Айседора Дункан с детьми от Париса Зингера, 1910

Айседора Дункан с детьми от Париса Зингера, 1910

Приезд в Россию А. Дункан, Москва, 1913

Приезд в Россию А. Дункан, Москва, 1913

А почему здесь два таких полюса: с одной стороны – импресарио, а с другой – поэт? Когда-то я писал диссертацию в Институте мировой литературы (но не защитил), где упоминал одно из писем Максима Горького (хранится в ИМЛИ), где он признавался, что после «Клима Самгина» хотел бы написать художественный роман о Есенине, о его жизни.

А. Дункан, скульптор С. Коненков, дерево, 1921

А. Дункан, скульптор С. Коненков, дерево, 1921

Объявление о приеме на курсы А. Дункан, Москва, 1921

Объявление о приеме на курсы А. Дункан,
Москва, 1921

Есенин для Горького был загадочной фигурой, он долго к нему присматривался. В письме была примерно такая фраза: Есенин проделал сложный путь, удивительный вираж – от Николая Клюева до Айседоры Дункан. И я мечтаю написать о нем «нечто дерзкое и фантастическое». Эти слова в свое время меня зацепили. Я стал искать материалы Горького к будущему роману, но от него и набросков не осталось.

Воспитанницы школы-студии А. Дункан, Москва, 1921

Воспитанницы школы-студии А. Дункан,
Москва, 1921

Есенин и Дункан, Берлин, май 1922

Есенин и Дункан, Берлин,
май 1922

Идея прозвучала только в письмах. Горький просил вдову Есенина – Софью Андреевну Толстую – прислать ему материалы для биографии (есть такая переписка). И то самое «нечто дерзкое и фантастическое», о чем мечтал Горький, определяется двумя полюсами: конечно, это Клюев, пришедший из Олонецкой губернии, и конечно – Айседора Дункан, начавшая свой блистательный путь в 1900 году на первой Всемирной выставке в Париже.

Телеграмма Дункан в Нью-Йорк Юроку по поводу гастролей с Есениным в США, 1922

Телеграмма Дункан в Нью-Йорк Юроку по поводу гастролей с Есениным в США, 1922

Ответная телеграмма Юрока, 1922

Ответная телеграмма Юрока,
1922

Казалось бы, совершенно разные личности, разные люди, но чем поэт и хорош, а Есенин в частности… Народ его знает в основном как лирика, певца русской природы, но он гораздо глубже, я считаю, философичнее, и мы его так до конца и не постигли.

Есенин и Дункан, Нью-Йорк, август 1922

Есенин и Дункан, Нью-Йорк,
август 1922

Концертная афиша Дункан в США, 1922

Концертная афиша Дункан в США, 1922

Есенин и Дункан, Париж, 1922

Есенин и Дункан,
Париж, 1922

Самое интересное, что в свое время современники Есенина многое прозрели, просекли… Уже в 1926 году, после смерти поэта, появились первые публикации, в частности, у Валентины Дынник, которая написала о лирическом герое Есенина. Самая первая публикация была в «Красной нови». Валентина Дынник – большой специалист по Средневековью – была моим педагогом по зарубежной литературе в Литинституте. Я частенько приходил к ней на кафедру поговорить о Есенине. Она благосклонно меня принимала и много рассказывала.

И. Шнейдер о школе Дункан, 1965

И. Шнейдер о школе Дункан,
1965

Книга И. Шнейдера, 1970

Книга И. Шнейдера,
1970

Титул с подписью автора Алексею Казакову, 1970

Титул с подписью автора Алексею Казакову, 1970

Я ведь еще застал замечательных «стариков» – современников поэта, когда уже учился в институте. Так и продолжал свою линию поиска. Мне было важно получать информацию из первых рук, а не из того, что подцензурно публиковалось и печаталось…

Илья Шнейдер со слушателями, Курган, 1976

Илья Шнейдер со слушателями,
Курган, 1976

бк

Продолжение в аудиозаписи…

 

 

Фото из личного архива Алексея Казакова

 
Читайте еще по этой теме:
Беседы с Алексеем Казаковым. Сергей Есенин и его современники (ч. 1).
Андроников, Любимов, Конёнков… Беседы с Алексеем Казаковым.
Любимов, Высоцкий, Таганка… Беседы с Алексеем Казаковым.
И снова об Ираклии Андроникове… Беседы с Алексеем Казаковым
 

Нравится материал?
Помоги проекту «Бизнес и культура»!
Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.

Читайте нас в Telegram


Присоединяйтесь к нам!

f
tw
you
i
g
v