Бизнес и Культура

ректора ЧГПУ Владимира Садырина,
который вслед за
предпринимателем Дмитрием Челяпиным и философом Александром Чупровым
решил поддержать тему нового номера бк
«Дорога»

Причем Владимир Витальевич
заглянул в свои «закрома»
и любезно предложил опубликовать
фотографии
Сергея Михайловича Прокудина-Горского,
сделанные им в наших краях аж в 1910 году.
И, конечно, он предоставил собственные фото разных лет,
связанные именно с дорогой…

Станция Сим. фото С.М. Прокудина-Горского

Симского завода.
фото
С.М. Прокудина-Горского

Дорога для меня – дело привычное. Да, на заре туманной юности дорога или ее предчувствие меня очень волновали. Но так сложилась моя судьба и трудовая деятельность, что я этой дороги «наелся» даже, пожалуй, с избытком.

Ильменский заповедник. Уразбаево

Ильменский
заповедник.
Уразбаево

Перед выборами 2005 года, будучи министром образования и науки областного правительства, я по поручению губернатора Петра Сумина и его заместителя Андрея Косилова в течение 17 дней наколесил по области пять с половиной тысяч километров, побывав во всех городах и районах. Вот тогда я прочувствовал каждой своей клеточкой, что дорога может не только волновать и радовать, но и сильно-сильно утомлять человека, особенно водителя.

Ну а с философской точки зрения «дорога» – это ожидание чего-то нового, неизведанного, шаг и взгляд в будущее. А настроение перед дорогой и в пути может быть самое разное.

Скажем, если я еду на машине домой к маме по дороге, знакомой до каждого камня, то понятно, какие на меня «накатывают» чувства и какое настроение может быть у благодарного сына.

Если лечу в Москву по служебным делам – тоже понятно, что буквально за четверть века интенсивных поездок я достаточно «пообтерся в разных коридорах» и поэтому достаточно рационально складываю в голове алгоритм своих действий. Поэтому в дороге к столичному начальству я продумываю разные варианты возможных встреч, бесед, а на обратном пути прикидываю, как реализовать то или иное поручение, приказ, или составляю конкретный план действий.

Кыштым. Дорога к Храму

Кыштым.
Дорога к Храму

У меня есть хорошее качество – во время долгого перелета я приучил свой организм расслабляться и отдыхать. Как правило, у меня нет каких-то волнений по поводу того, как меня встретят и где я обустроюсь. Все подобные вопросы заранее продуманы, поэтому точно знаю, как доберусь до гостиницы или на запланированную встречу в каком-то ведомстве.

А вот если я еду куда-то далеко на поезде (недавно я возил на родину отца свою дочь и жену), то в поезде, конечно, особая аура и какая-то романтическая умиротворенность, которая охватывает тебя под ритмичный стук колес. И ты можешь с каким-то незнакомым попутчиком вдруг так откровенно разговориться, что это покажется невозможным даже с самым близким другом. И такая искренность, наверное, объясняется уверенностью в том, что никогда в жизни больше не увидишь этого случайного человека.

Когда я еду в дальние поездки на автомобиле – например, в Оренбург (7-8 часов), в Казань (12 часов), в Уфу (6 часов), в Тюмень, Шадринск… – то обычно беседую с водителем о житье-бытье или слушаю музыку. Кстати, раньше я много слушал в машине аудиокниги, в основном школьную программу по литературе. А иногда под настроение я могу в ожидании самолета или прямо в самолете что-то печатать. Вот так я практически напечатал целую книгу своих воспоминаний.

Миасс. Карьер, Бездорожье. Испытания грузовиков

дороги
ведут
на Пороги

В общем, я могу по-разному использовать дорогу: и как отдых, и как сон, и как беседу с попутчиками, и как работу – в зависимости от ситуации и настроения. Но, конечно, дорога не обходится без приключений. За сорок лет в дороге всякое случалось, есть что вспомнить…

Словакия. Крутой поворот

Словакия.
Крутой
поворот

Бакал. Рудничное. Тропинка детства

Рудничное.
Тропинка детства

Однажды мы возвращались в 45-градусный мороз – и поезд на станции Бердяуш сошел с рельсов, и наш вагон покатился буквально по шпалам… Или как-то у нас в автомобиле заклинило коробку передач, и мы доехали из Челябинска только на второй скорости. И вот глубокой ночью в самом городе наш водитель просто страшно соблюдал правила дорожного движения и останавливался перед каждым светофором. После чего мы с другом – Анатолием Кравцовым – выходили, толкали машину, чтобы завелась со второй скорости – и на ходу вспрыгивали в машину… Наконец, мне это осточертело, и я решил пошутить: когда мы ее в очередной раз толкнули, я ее догнал слева, постучал сверху по крыше и спросил: «Скажите, эта машина точно до Сатки едет?» Водитель рассмеялся, сбросил газ – и мы снова остановились, за что меня отругал товарищ, потому что снова пришлось толкать.

Бакал. На вершине Шихана

На вершине Шихана

Спуск с Уреньги

Спуск
с Уреньги

И еще один чрезвычайно памятный случай. В день 80-летия Великой Октябрьской социалистической революции, то есть 7 ноября 1997 года, целые сутки шел такой снегопад, что мы капитально застряли в дороге и целую ночь провели в машине. Образовалась пробка длиною в 20 км на вершине Уреньги – ни туда, ни обратно. При двурядном движении машины стояли в шесть рядов! Ночью подорожало пиво (правда, когда бутылки стали размерзаться, пиво раздавали бесплатно!), бензин стал дороже в три раза, «ушлые златоустовцы» съездили в город и под утро стали предлагать пирожки… И только в 9 утра гаишники стали как-то растаскивать пелотон.

Дорога для Л.И. Брежнева на оз. Байкал (Иркутск-Листвянка)

Дорога для
Л.И. Брежнева
на оз. Байкал
(Иркутск-Листвянка)

Старый Сибирский тракт, по которому ссыльные в кандалах шли в Сибирь

Старый Сибирский тракт,
по которому
ссыльные в кандалах
шли в Сибирь

А был случай, когда на юбилей Сатки пошел страшный, невероятный по силе ливень. Он длился больше суток, и потоками воды на дорогу принесло камни, а из-под дорожного полотна вымыло грунт, асфальт обрушился – и дороги не стало. Никто из пионерлагеря «Барабанщик» не смог уехать домой, в Сатку…

Трасса М-5. Спуск к Уреньге

Трасса М-5.
Спуск к Уреньге

Челябинск, улица Труда

Челябинск,
улица Труда

А еще я насмотрелся на дороге разных ужасов, в основном аварий и смертей. На трассе смерти – М-5 погиб мой отец, на автодороге Сатка-Бакал в 23 года погиб мой младший брат… Человек, построив скоростные дороги, подвергает себя огромной опасности. Так что дорога таит в себе не только благо, комфорт, скорость, но и непредсказуемость, неизведанность и даже смерть…

бк

Деревня Орловка. Мост через реку Катав

Деревня Орловка.
Мост через реку Катав

Дорога вблизи Саракташа (Оренбургская область)

Дорога вблизи Саракташа

Дорога на оз. Зюраткуль

Дорога
на оз. Зюраткуль

Дорога в пос. Катавка. Вдали хребет Суук (Холодный)

Дорога в пос. Катавка.
Вдали хребет Суук (Холодный)

Понравился материал?
Помоги проекту «Бизнес и культура»!
Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.