Бизнес и Культура

«Весь И.С. Бах» на сайте «Бизнес и культура»: аранжировка хорала BWV 651

публикации по теме: Весь И.С. Бах на 'Бизнес и культура'

В сентябре 2013 года Нидерландское баховское общество
взялось за крупнейший в своей истории проект:
исполнение и запись в цифровом формате всех произведений
величайшего музыканта и композитора всех времен
Иоганна Себастьяна Баха.

У читателей сайта «Бизнес и культура» теперь есть возможность следить
за проектом «Весь Бах» от Нидерландского баховского общества
на русском языке.


Произведение этой недели:
органная оранжировка хорала BWV 651

См. Проект «МУЗЫКА» на «Бизнес и культура»

bwv651-1

BWV 651: Приди, Дух Святой, о Боже (№1 из цикла Лейпцигских хоралов)
Жанр: произведение для органа (аранжировка хорала)
Сочинение И.С. Баха: 1708-1717/1739-1742; Веймар / Лейпциг

bwv-bach-1

Смотрите и слушайте
запись Аранжировки хорала BWV 651

 

bwv651-2

Запись: 21 октября 2015 года, церковь Святой Катерины, Гамбург; орган работы разных мастеров XV-XIX; органист Лео ван Доселаар

Ошеломляющее начало этой грандиозной хоральной фантазии буквально следует строкам из Библии, где говорится о Пятидесятнице: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

bwv651-3

Базовая тема, которую И.С. Бах также использовал в нескольких кантатах, посвященных Пятидесятнице, прослеживается в педальной партии; однако мы ее слышим только после того, как устанавливается непрерывная нота (органный пункт – звук, тянущийся или повторяющийся в басу, в то время как верхние голоса движутся и состав их аккордов меняется как бы независимо от баса).

bwv651-4

Тогда же – с небольшими перерывами – слушателям представляется полная хоральная мелодия, которая становится своеобразным «маяком спокойствия» при постоянно опрокидывающихся звуках в партиях, проводимых выше. Как и в гораздо более короткой версии оригинального хорала, вероятнее всего сочиненного в Веймаре, Бах в своем созидании опирается на множество различных композиций. Делает он это, к примеру, в своих иллюстрациях страстей и душевного смятения, возникших при «говорении на языках» – на эпизоде Библии, на котором основан сам хорал. В итоге это волнение завершается короткой и мощной «аллилуйя».

bwv651-5

●    ●    ●    ●    ●

18 Лейпцигских хоралов BWV 651-668

В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати аранжировок хоралов, задумав их затем издать, как и третью часть «Clavier-Übung» (собрание композиций для органа) в 1739 году. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно как «18 хоралов» / «Лейпцигские хоралы».

bwv-bach-1

Смотрите, слушайте, играйте
запись Аранжировки хорала BWV 651
НОТЫ Аранжировки хорала BWV 651 (в формате PDF)

 

Текст, перевод проекта AllofBach: Михаил Шевелев
Иллюстрации: проект AllofBach
Ноты: изданы Баховским обществом (Bach-Gesellschaft Ausgabe, 1851-1899, 1926)

Проект «МУЗЫКА» на «Бизнес и культура»

См. также:
Трио-соната соль мажор BWV 1038
Прелюдия и фуга соль минор (№16 из первого тома ХТК) BWV 861

Понравился материал?
Помоги проекту «Бизнес и культура»!
Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.

Читайте нас в Telegram


Присоединяйтесь к нам в Telegram