Бизнес и Культура

«Весь И.С. Бах» на сайте «Бизнес и культура»: четвертая сюита для виолончели BWV 1010

 Текст  
публикации по теме: Весь И.С. Бах на 'Бизнес и культура'

В сентябре 2013 года Нидерландское баховское общество взялось за крупнейший в своей истории проект: исполнение и запись в цифровом формате всех произведений величайшего музыканта и композитора всех времен Иоганна Себастьяна Баха.

У читателей сайта «Бизнес и культура» теперь есть возможность следить за проектом «Весь Бах» от Нидерландского баховского общества на русском языке.


Произведение этой недели:
сюита для виолончели соло BWV 1010…

bwv1010-1

BWV 1010: сюита для виолончели соло ми-бемоль мажор.
Жанр: камерная музыка.
Сочинение И.С. Баха: между 1717 и 1723, Кётен

bwv-bach-1

Смотрите и слушайте
запись Сюиты для виолончели соло BWV 1010

См. Проект «МУЗЫКА» на «Бизнес и культура»

27 июня 2016 года; Королевский театр Carré; виолончелист Бруно Коксет

Запись: 27 июня 2016 года; Королевский театр Carré; виолончелист Бруно Коксет

Шесть сюит для виолончели И.С. Баха стали неотъемлемой частью «Ветхого Завета» сочинений для этого струнного инструмента. Каждый виолончелист, взглянувший на партитуру, сразу чувствует, как естественно ноты ложатся на струны инструмента.

Титульная страница манускрипта А.М. Бах "Сюиты для виолончели соло без баса"

Титульная страница манускрипта А.М. Бах
«Сюиты для виолончели соло без баса»

До сих пор вокруг этого цикла «Сюит для виолончели соло без баса» ведутся дискуссии. Сочинял ли Бах музыку для виолончели – или именно для виолончели соло? Когда был написан этот цикл – в период работы при дворе в Кётене или раньше? Даже авторство произведений иногда вызывает вопросы – их приписывают Анне Магдалене Бах (которая записала своей собственной рукой единственный дошедший до нас манускрипт) – однако к этому заявлению сложно относиться всерьез.

bwv1010-3

Смотрите также:
Публикация «Бизнес и культура» по Первой сюите для виолончели BWV 1007

Также можно проследить, как сюиты постепенно усложняются и их виртуозность все более возрастает. Сюита #4 в ми-бемоль мажоре имеет некоторое созерцательное и философское настроение, которое приобретает практически элегический окрас. В первых трех сюитах для виолончели соло исполнитель может использовать относительно большое количество открытых струн, что дает более высокий резонанс и позволяет верхним нотам звучать свободнее. Но в нашем случае звучание инструмента гораздо «мрачнее»… Тональность ми-бемоль мажор имеет три знака альтерации, означающие, что самая высокая «ля» не может быть исполнена на отдельной «незажатой» струне.

 

bwv1010-4

«Прелюдия» из Сюиты #4 для виолончели соло BWV 1010 в переложении для клавесина от Густава Леонхардта, 1979

 

Исполнитель Бруно Коксет по-особенному относится к этой сюите. Она имеет репутацию «непокорной» для виолончелистов именно из-за своей тональности. Однако в свое время, когда Бруно услышал запись Густава Леонхардта сюиты в переложении для клавесина, он внезапно осознал, как именно должно звучать произведение. И для записи в проекте «Весь Бах» Бруно Коксет решил отыскать «правильный» инструмент. Вместе со скрипичных дел мастером Чарльзом Рише, с которым часто работает, он выбрал виолончель с более «пышной», чем обычно, нижней частью и «розеточкой»…

bwv1010-5

А запись этой сюиты для виолончели соло была сделана в Амстердаме в потрясающем зале Королевского театра Carré…

bwv-bach-1

Смотрите, слушайте, читайте, играйте
запись Сюиты для виолончели соло BWV 1010
НОТЫ Сюиты для виолончели соло BWV 1010, в формате PDF

 

Текст, перевод проекта AllofBach: Михаил Шевелев.
Запись: 27 июня 2016 года; Королевский театр Carré; виолончелист Бруно Коксет.
Иллюстрации: проект AllofBach.
Ноты изданы Баховским обществом (Bach-Gesellschaft Ausgabe, 1851-1899, 1926).

Проект «МУЗЫКА» на «Бизнес и культура»

См. также:
Сочинение для органа BWV 734
Оркестровая сюита №1 BWV 1066

Читайте нас в Telegram


Присоединяйтесь к нам в Telegram