Бизнес и Культура

«Весь И.С. Бах» на сайте «Бизнес и культура»:
кантата BWV 42

 Текст  
публикации по теме: Весь И.С. Бах на 'Бизнес и культура'

В сентябре 2013 года Нидерландское баховское общество взялось за крупнейший в своей истории проект: исполнение и запись в цифровом формате всех произведений величайшего музыканта и композитора всех времен Иоганна Себастьяна Баха.

У читателей сайта «Бизнес и культура» теперь есть возможность следить за проектом «Весь Бах» от Нидерландского баховского общества на русском языке.


Произведение этой недели: Кантата BWV 42 (В тот же первый день недели вечером)…

bwv42-1

См. Проект «МУЗЫКА» на «Бизнес и культура»

BWV 42: В тот же первый день недели вечером.
Жанр: кантата.
Текст: автор неизвестен.
Сочинение И.С. Баха: 1725; Лейпциг.
Первое исполнение: 8 апреля 1725 года.
Событие: Кантата на 1-е воскресенье по Пасхе

bwv-bach-1

Смотрите и слушайте
запись Кантаты BWV 42

 

Запись: 22 октября 2016 года, Валлонская церковь. Дирижер: Йос ван Вельдховен

Запись: 22 октября 2016 года, Валлонская церковь. Дирижер: Йос ван Вельдховен

bwv-bach-1

Смотрите, читайте и играйте
НОТЫ Кантаты BWV 42, в формате PDF

Когда дирижер Йос ван Вельдховен впервые услышал первую часть этой кантаты – инструментальную синфонию, она прочно закрепилась в его памяти. «Она столь светлая и благословенная, что даже в творчестве И.С. Баха подобные сочинения встречаются не так уж и часто. Будто бы этой кантатой композитор хотел продлить праздник Пасхи еще на время…»

bwv42-3

Эта синфония могла бы стать первой частью концерта для двух гобоев, фагота и оркестра. А ария альта «Где двое или трое собраны» была бы для него неторопливой второй частью. Здесь же гобои и фагот играют достаточно заметную роль, в некотором смысле даже «утяжеляя» кантату.

bwv42-4

Можно отметить еще несколько интересных элементов в этом произведении. В дуэте сопрано и тенора «Духом не падай, о малое стадо» басовая партия разделяется на две части, так что, помимо вокального, образуется и дуэт между фаготом, виолончелью и клавесином, с одной стороны, и органом и контрабасом – с другой. И, конечно же, неизгладимое впечатление производит триумфальная завершающая ария, где солируют две скрипки.

Подписывайтесь на обновления сайта «Бизнес и культура» в соцсетях!

facebook
twitter
youtube
instagram
google plus
vk

Четыре солиста

bwv42-5

Нидерландское баховское общество для исполнения этой кантаты привлекло лишь четырех вокалистов. Каждый из них имеет свои партии соло, а в финальной части все они: сопрано, альт, тенор и бас – объединяются для заключительного хорала. Однако бывает так, что для исполнения кантаты «В тот же первый день недели вечером» к этому четырехголосному хоралу присоединяются дополнительные вокалисты, создавая тем самым небольшой хор. Не осталось никаких свидетельств, как именно Бах планировал компоновать вокалистов для этого сочинения…

Исполнение вокальных партий кантаты BWV 42 четырьмя солистами имеет серьезный резон: в таком случае стихотворные строфы звучат более экспрессивно и в них можно заметить больше деталей. По словам художественного руководителя и дирижера Йоса ван Вельдховена, «решение использовать только четырех вокалистов вполне оправданно для кантаты такого рода, не требующей привлечения большого количества музыкальных инструментов».

Локация и орган

Эта запись для проекта «Весь И.С. Бах» была сделана в самом центре Амстердама – в Валлонской церкви, и не только из-за того, что она обладает великолепной акустикой, но и потому, что это место было очень популярно у неместных органистов-путешественников после появления в церкви органа работы Кристиана Мюллера в 1739 году.

bwv42-6

       Органист Лео ван Доеселаар:

«Это один из лучших небольших барочных органов в Нидерландах. Густав Леонхардт (1928-2012, нидерландский клавесинист, органист, дирижер, музыковед и педагог; один из наиболее крупных и влиятельных музыкантов-аутентистов XX века) занимал пост органиста в Валлонской церкви с 1959 до 1982 год. Он способствовал реставрации этого великого инструмента в начале 1960-х, доведению его до оригинального состояния. Это поистине новаторский орган!

В церковной музыке И.С. Баха большой церковный орган всегда исполнял партию бассо континуо. В принципе, он имеет те же регистры, что и орган-позитив (небольшой передвижной орган, получивший распространение в Европе XIV-XVI вв.), но его более широкие и мощные трубы оказывают значительное влияние на тембр, имеющий важное значение для барочного ансамбля. Для хоралов и хоров в период барокко использовались более мощные регистры, а басовые партии исполнялись на педальной клавиатуре. И факт, что подобный подход больше не используется, является одной из непреднамеренных фальсификаций при воссоздании аутентичного исторического звука».

1        Sinfonia

Oboe I/II, Fagotto, Violino I/II, Viola, Continuo

1        Симфония

Oboe I/II, Fagotto, Violino I/II, Viola, Continuo

2        Recitativo T

Continuo, Fagotto

Am Abend aber desselbigen Sabbats,
Da die Jünger versammlet Und die Türen verschlossen
waren Aus Furcht für den Jüden,
Kam Jesus und trat mitten ein.

2        Речитатив [Тенор]

Continuo, Fagotto

В тот же первый день недели вечером,
когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты
из опасения от Иудеев,
пришёл Иисус и стал посреди.

3        Aria A (BGA)

Oboe I/II, Fagotto, Violino I/II, Viola, Continuo

Wo zwei und drei versammlet sind
In Jesu teurem Namen,
Da stellt sich Jesus mitten ein
Und spricht darzu das Amen.
Denn was aus Lieb und Not geschieht*,
Das bricht des Höchsten Ordnung nicht.

* BGA

3        Aрия [Альт]

Oboe I/II, Fagotto, Violino I/II, Viola, Continuo

Где двое или трое собраны
во имя драгоценное Иисуса,
там Сам Иисус приходит посреди
и говорит: Аминь.
Ведь то, что по любви или нужде бывает,
не нарушает Божьего порядка.

4        Aria (Duetto) S T

Fagotto e Violoncello, Continuo

Verzage nicht, o Häuflein klein,
Obschon die Feinde willens sein,
Dich gänzlich zu verstören,
Und suchen deinen Untergang,
Davon dir wird recht angst und bang:
Es wird nicht lange währen.

4        Aрия (Дуэт) [Сопрано, Тенор]

Fagotto e Violoncello, Continuo

Духом не падай, о малое стадо,
хотя и стремятся враги
совсем уничтожить тебя
и гибели ищут твоей,
весьма огорчая тебя и страша –
но долго сие не продлится.

5        Recitativo B

Fagotto e Continuo

Man kann hiervon ein schön Exempel sehen
An dem, was zu Jerusalem geschehen;
Denn da die Jünger sich versammlet hatten
Im finstern Schatten,
Aus Furcht für denen Jüden,
So trat mein Heiland mitten ein,
Zum Zeugnis, dass er seiner Kirche Schutz will sein.
Drum lasst die Feinde wüten!

5        Речитатив [Бас]

Fagotto e Continuo

Се, видим мы прекрасный образец
в том, что произошло во Иерусалиме:
когда ученики сокрылись
в потаённом месте
из опасения от Иудеев,
Спаситель мой, придя, стал посреди,
во уверенье, что Он защищает Свою Церковь.
И пусть беснуются враги!

6        Aria B

Violino, Fagotto, Continuo

Jesus ist ein Schild der Seinen,
Wenn sie die Verfolgung trifft.
Ihnen muss die Sonne scheinen
Mit der güldnen Überschrift:
Jesus ist ein Schild der Seinen,
Wenn sie die Verfolgung trifft.

6        Aрия [Бас]

Violino, Fagotto, Continuo

Иисус – щит для Своих,
когда гоненья их сретают.
Как солнце, им возсиявает
золотое надписанье:
Иисус – щит для Своих,
когда гоненья их сретают.

7        Choral

Oboe I/II e Violino I col Soprano, Violino II coll’Alto, Viola col Tenore, Fagotto, Continuo

Verleih uns Frieden gnädiglich,
Herr Gott, zu unsern Zeiten;
Es ist doch ja kein andrer nicht,
Der für uns könnte streiten,
Denn du, unsr Gott, alleine.
Gib unsern Fürsten und all’r Obrigkeit
Fried und gut Regiment,
Dass wir unter ihnen
Ein geruhig und stilles Leben führen mögen
In aller Gottseligkeit und Ehrbarkeit.
Amen.

7        Хорал [С, А, Т, Б]

Oboe I/II e Violino I col Soprano, Violino II coll’Alto, Viola col Tenore, Fagotto, Continuo

Нам милостиво даруй мир,
о Господи и Боже, в сие время;
никто иной
не может постоять за нас,
кроме Тебя Единого, наш Боже!
Князьям и всякому начальству дай
согласие и доброе правление,
чтоб мы под (попеченьем) их
жизнь безмятежную и тихую вели
во всяком благочестии и чистоте.
Аминь.

bwv-bach-1

Смотрите, слушайте, читайте, играйте
запись Кантаты BWV 42
НОТЫ Кантаты BWV 42, в формате PDF

 

Текст, перевод проекта AllofBach: Михаил Шевелев
Иллюстрации: «Проект AllofBach.
Перевод кантаты на русский язык: игумен Петр (Мещеринов).
Запись: 22 октября 2016 года, Валлонская церковь. Дирижер: Йос ван Вельдховен.
Ноты: изданы Баховским обществом (Bach-Gesellschaft Ausgabe, 1851-1899, 1926)

Проект «МУЗЫКА» на «Бизнес и культура»

См. также:
Сочинение для органа BWV 734
Токката ре-минор BWV 913

Читайте нас в Telegram


Присоединяйтесь к нам!

f
tw
you
i
g
v