ОКОНЧАНИЕ.
См. НАЧАЛО ► Армейские будни Николая Искакова (часть 1)
См. ПРОДОЛЖЕНИЕ ► Армейские будни Николая Искакова (часть 2)
▼ ▼ 4 ▼ ▼
Армия и спорт для меня стали фактически неразделимыми. В молодости я сам был неплохим спортсменом, и после призыва в армию мне удалось не изменить спорту, а, напротив, связать в своей судьбе армию и спорт на всю оставшуюся жизнь. Кроме непосредственной заботы о воинах-спортсменах, мне довелось быть организатором строительства спортивных баз в разных воинских частях, что являлось необходимым подспорьем в физической подготовке не только военнослужащих, но и спортсменов высокого класса. Поэтому наши части по физподготовке и оснащенности спортивных баз, как правило, занимали призовые места среди всех армейских соединений в масштабах страны.
Тем не менее моя работа оставалась малозаметной для других. Как-то раз меня вызвали к заместителю командира корпуса, который хотел вручить мне ценный подарок от командующего Уральского округа ПВО за вклад в физподготовку армейских частей и успехи в спорте. Но я отказался получать этот подарок в его кабинете. Почему? Просто меня стало уже доставать, что многие сослуживцы косились на меня, поскольку я был освобожден от обязательных нарядов, и вообще складывалось впечатление, что я служу не так, как все. И тогда на митинге в День Победы заместитель командира корпуса полковник Анатолий Иосифович Мизюков отметил мои личные заслуги, высокие спортивные результаты части и вручил тот самый подарок. Сразу после этого митинга отношение ко мне изменилось в лучшую сторону.
Судьбой своих подопечных я всегда интересовался и после их ухода из армии. Олег Карпов поначалу работал тренером в Перми, потом перебрался в Белгород, а сейчас трудится в подмосковном Жуковском вместе со своим другом детства Талгатом Аубакировым, который, кстати, служил во Внутренних войсках. А их товарищ Салават Мингазов, тоже ученик Миллера, вынужден был служить в Алма-Ате и выступать за Среднеазиатский военный округ, но все равно он нередко тренировался в Челябинске. С Салаватом уже после его службы мы вместе тренировали женщин, которые тоже выступали за ВС России. Сейчас он работает тренером в клубе «Иппон» вместе с Андреем Ташлинским, еще одним воспитанником Миллера.
Очень талантливым борцом был Ренат Мирзалиев, которого Александр Евгеньевич пригласил из Днепропетровска. В 18 лет Ренат стал чемпионом Европы среди взрослых! И он тоже служил у нас по контракту, для чего ему пришлось переоформлять документы и стать гражданином России. К сожалению, из-за серьезной травмы плеча у него не сложилась большая спортивная карьера. Миллер дважды возил его в Германию на операции. Лечил, лечил, но снова свою спортивную форму Ренат так и не обрел: чуть дернут – и снова плечо вылетает. Миллер вообще всегда принимал активное участие в проблемах своих учеников, другие тренеры часто просто отдавали своих спортсменов в армию – и всё. Правда, тут уже я на своем «участке фронта» делал всё, что мог, чтобы ребята состоялись как спортсмены.
Насколько я знаю, Мирзалиев вернулся на Украину, но никакого контакта уже нет. Из той плеяды мастеров вспоминаю еще одного очень одаренного борца из Курска – Сергея Седых, которого тоже пригласил Миллер по рекомендации Юрия Степкина. Совсем молодым Сергей сумел стать призером взрослого чемпионата страны в Перми, где выиграл схватку у олимпийского призера Хасанби Таова в весе до 100 кг.
Очень мне запомнился Лаша Пипия – очень сильный борец, он одновременно был и пахарем, каких мало, и в то же время редким лентяем, нарушителем режима. Удивительное сочетание в одном человеке!
Кстати, он очень успешно отборолся на первом Кубке Президента РФ в Магнитогорске 9 декабря 2000 года, хорошо выступал на «вооруженке» и чемпионатах России…
▲ Первый Кубок президента России. Магнитогорск, 9 декабря 2000 г.
Отличным тяжеловесом был другой мой подопечный – Василий Турлаев. Он выиграл чемпионат ВС, становился призером чемпионата России. Кстати, Вася начинал тренироваться в Ленинском районе, кажется у Андрея Судоргина, а потом перешел к Миллеру, мимо которого, наверное, в 90-е годы не прошел ни один заметный борец. Кстати, в Ленинском районе вырос и Олег Овчинников. Но его судьба оказалась незавидной из-за конфликта с тренерами, а парень был очень талантливый. До сих пор жалею, что однажды его наказал, когда он что-то нарушил, и я его отправил в часть, где Олег и дослужил срочную. Потом уже с легкоатлетом Анатолием Плотниковым я не стал так поступать. Тогда его тренер Георгий Нечухин «душил» меня каждый день: они даже дозвонились в Москву, откуда приезжала специальная комиссия. Плотников остался в спортроте и стал большим мастером в спортивной ходьбе. А я, благодаря грустной истории с Олегом Овчинниковым, во всех последующих конфликтах стал занимать только сторону спортсменов.
Как говорили в старые добрые времена, сегодня я с чувством глубокого удовлетворения вижу, что у ряда моих бывших подопечных судьбы сложились довольно успешно. Например, обладатель полного комплекта медалей чемпионатов мира и серебряный призер Олимпийских игра в Афинах Виталий Макаров уже несколько лет является одним из старших тренеров сборной страны. Кстати, будучи действующим спортсменом, членом сборной России, Виталий во время прохождения службы в армии старался активно участвовать в армейской жизни, пропагандируя спорт среди военнослужащих срочной службы и офицерского состава. При любой возможности он встречался с личным составом и рассказывал о большом спорте…
▲ Прапорщик Искаков в окружении чемпиона мира В. Макарова и министра обороны С. Иванова. Генштаб Министерства оброны, Москва, 2004
И другой наш заслуженный мастер спорта – Юрий Степкин – тоже нередко встречался с военнослужащими, участвовал в организации турниров по армейскому рукопашному бою, а в случае каких-то недоразумений всегда защищал интересы отдельных спортсменов перед командованием.
У Степкина сложилась интересная служебная карьера, связанная со спортивной деятельностью. Он работал директором Центра олимпийской подготовки по дзюдо, министром спорта Челябинской области, сегодня является представителем ФДР в Уральском федеральном округе.
Степкин создал детский клуб дзюдо в поселке Рощино в пригороде Челябинска, а еще он является главным организатором крупного международного турнира для юных дзюдоистов, посвященного памяти губернатора Челябинской области П.И. Сумина.
Не могу не вспомнить мастера спорта международного класса Владимира Дегтярева, моего земляка-магнитогорца, который после завершения спортивной карьеры вначале работал в Челябинске тренером в спортивной школе «Локомотив», а сегодня тренирует девочек в сборной команде России и довольно успешно трудится на этом поприще.
▼ ▼ 5 ▼ ▼
Как и все мои соратники по борьбе, я нередко вспоминаю «лихие девяностые». Пришло время, когда всем тренерам и ведущим спортсменам прямо сказали: «Зарабатывайте, крутитесь, выживайте сами…» Я тогда попробовал «позаниматься металлом», потом даже какое-то время «держал свой макаронный цех». Но я все-таки не коммерсант, это не по мне. Там надо видеть вперед – пусть не на десять ходов, но хотя бы на три. Я в Магнитке брал металл, вез в Башкирию, менял на муку, в Миассе закупили автомат, который макароны выдавливает, сушильный цех. Надо было это всё быстро реализовать. Брали на реализацию, но выходило все равно очень долго… В общем, не коммерсант я. У каждого должно быть свое предназначение.
В девяностые действительно было очень тяжело. Мы ведь практически не видели живых денег. Например, я никогда не забуду, с каким трудом мне удавалось договариваться о компенсации невыплаченных суточных в виде продуктового пайка. Вместе с Гиви Гаургашвили, а потом и его двоюродным братом Владимиром Королевым мы ездили в воинское подразделение под Коркино, где получали со склада необходимые продукты: мясо, сало, тушенку, масло, сгущенку, крупы, картофель, свеклу, морковку, всякие специи… А если мне удавалось «подмазать» завскладом, то нам выпадал еще какой-нибудь деликатес, предназначенный для командного состава. Кстати, Гиви в армии отслужил срочную рядовым, а потом остался служить в качестве прапорщика. Но в сентябре 1993 года он трагически погиб… не доборовшись и не дослужив…
Разные истории случались и с Сашей Тверитиным, и с Русланом Малковым… И вообще сколько проблемных ребят было! Всё приходилось утрясать, заминать. Однажды Руслан попался на рынке – перепродавал кроссовки. Осудили его в Карталах. И еще одна характерная черта того времени. К сожалению, в самом начале девяностых спортивные результаты, честно говоря, мало кого волновали. Новым начальником физподготовки корпуса ПВО на АМЗ стал капитан Сергей Чумаков. Но он нередко отлучался из воинской части: то в связи с учебными делами в Военном институте физкультуры в Питере, то по каким-то семейным обстоятельствам. И мне, как правило, приходилось исполнять его служебные обязанности до восьми месяцев в году. В то самое трудное время мне удалось впервые организовать у нас спартакиаду Челябинского гарнизона по волейболу, подключив все военкоматы, танковое и автомобильное училища, ЧВВАКУШ, а еще прокуратуру, городское управление МВД, госпиталь… Благодаря вполне конкретным, реальным делам рос и мой авторитет как спортивного организатора, и в будущем многие вопросы стали решаться легче…
Тогда и в «Динамо» было очень трудно сохранить даже тренерский состав и ведущих мастеров, не говоря уже о привлечении молодых спортсменов и каком-то развитии вообще. Существенно обеднел спортивный календарь. Многие традиционные соревнования просто прекратили проводить в связи с полным отсутствием финансирования. Дошло до того, что соревнования между воинскими соединениями стали проводить заочно! То есть командиры частей отправляли протоколы соревнований во вверенных им подразделениях в адрес начальника физподготовки округа, который уже самолично решал, кто победил в «соревнованиях протоколов»! Каждый командир мог сам сочинить, какие результаты показали в его части, поскольку никто никого не проверял… И это чистая правда.
Мне очень повезло, когда командиром полка стал Александр Григорьевич Дегтярь, с которым мы вместе строили спортбазу в Троицке к смотру комиссии главкома войск ПВО СССР. Дегтярь сам хорошо относился к спорту, был заядлым волейболистом, поэтому работалось с ним хорошо. Но тогда даже в ЦСКА не было сильных спортсменов, и Авель Николаевич Казаченков, главный тренер сборной ВС, однажды искренне благодарил меня за подготовку Гиви Гаургашвили, Олега Карпова, Виталия Макарова, Юрия Степкина к военным играм: «Коля, спасибо, выручил». Мне приходилось в начале 1990-х работать со сборной ВС России и выезжать с мужской командой на международные турниры в Румынию, Нидерланды, а с женской аж в Северную Корею для укрепления дружественных связей между новой демократической Россией и Народно-Демократической Республикой Кореей.
Там, в КНДР, я непосредственно прочувствовал идеологию чучхе – опору на собственные силы. Правда, на протяжении всей моей жизни я всегда мог опереться не только на собственные силы, но и на твердое плечо Александра Евгеньевича Миллера. Во время службы мне с ним было комфортно работать и потому, что он никогда не лез со своим половником в армейскую кухню, а просто старался помочь в самых насущных вопросах: с устройством жилья, с лечением травм, с налаживанием дисциплины. Ведь многие спортсмены среднего уровня частенько перед дембелем скандалили и творили что-то непотребное. Много нервов пришлось потратить на таких сорванцов, как Николай Николов и Сергей Гусев из горнозаводской зоны, которые своим непристойным поведением перечеркивали всё хорошее, что было наработано другими.
▲ Рядовой Алан Засохов — 2 место. Первенство России-2007. Магнитогорск
С большой грустью я нередко вспоминаю трагически погибшего Сашу Тверитина, пожалуй, лучшего ученика Вячеслава Тихонова. Это был очень сильный, техничный борец, чемпион России, участник многих международных турниров. И в то же время это был душевный, ранимый и очень добрый отзывчивый человек. Когда завершилась его спортивная карьера, Саша, по сути, остался один, по большому счету никому не нужный… Я старался найти ему подходящую работу, но…
Не могу не вспомнить и Андрея Есарева из Катав-Ивановска, ученика замечательного тренера Виктора Яковлевича Обухова. Андрей стал мастером спорта по дзюдо именно во время службы в армии. А еще он был первым нашим чемпионом войск ПВО по армейскому рукопашному бою. Отличный парень, классный борец, надежный, верный товарищ, человек редкого трудолюбия. К великому сожалению, он тоже трагически погиб после демобилизации.
▼ ▼ ▼ ▼
В начале 2000-х ситуация в большом спорте, и в дзюдо в частности, начала меняться к лучшему. Стали возрождаться традиционные турниры и появляться новые, например Кубок Президента России, который впервые состоялся на моей родине в Магнитогорске 9 декабря 2000 года. В тот памятный день честь сборной команды России защищали четверо наших мастеров: прапорщики Виталий Макаров и Юрий Степкин, рядовой контрактной службы Лаша Пипия и динамовец Дмитрий Морозов. А вскоре появился и спортивный клуб «Магнитный пояс», первым директором которого стал Александр Миллер. И в армейском спорте тоже улучшилась ситуация, хотя могу авторитетно заявить, что до советского уровня мы еще не дотягиваем. Правда, теперь мне сложнее судить о том, что происходит в мире большого спорта, я уже отошел от дел…
бк
Фото из архива Фото из архива Николая Искакова
ОКОНЧАНИЕ.
См. НАЧАЛО ► Армейские будни Николая Искакова (часть 1)
См. ПРОДОЛЖЕНИЕ ► Армейские будни Николая Искакова (часть 2)
Понравился материал?
Помоги проекту «Бизнес и культура»!
Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.