Еще одна наша южноуральская спортивная звезда, можно сказать, вспыхнувшая в одночасье, правда, не так долго светившая, как могла бы…
Это – Анатолий Семенов, мастер спорта международного класса, чемпион Европы 1973 года.
Его чистосердечная исповедь не может не вызвать глубочайшей симпатии к этому, казалось бы, простому человеку и очень непростому борцу…
Детство мое деревенское
Такое вот совпадение: мы одногодки с Геной Ившиным и Славой Поповым – все родились в 1953 году. Причем дни рождения у нас «по очереди»: у меня – в феврале, у Славы – в марте, у Гены – в апреле. А родом я из Оренбургской области. Мама – простая колхозница, всю жизнь работала в поле. Отец прошел всю войну и умер в 1957-м, когда мне было всего четыре года. Обидно, но я не могу его вспомнить, даже представить себе не могу.
Были у меня братья, сестра. Старшие – единоутробные от первого маминого брака – уехали сразу после окончания школы, а с матерью остались мы с братом Витей, 1950 года рождения, и двое младших детей. На нас и легли все заботы по хозяйству.
Первый тренер и «Геркулес»
Когда Витя окончил восемь классов, он уехал в Уфу, где поступил в профтехучилище учиться на каменщика. Там же стал заниматься штангой, да еще во время учебы (или практики) ему кирпичи приходилось таскать. Через некоторое время я обратил внимание, что он стал такой накачанный. А потом оказалось, что он уже не штангой занимается, а… самбо! Хотя и как штангист подавал надежды, тренер очень сожалел, что он ушел. Витя приезжал домой, показывал мне приемы всякие, а потом говорит: школу окончишь – и пойдешь ко мне. И после восьмилетки, в 1968-м, приезжаю к нему в Уфу, немного поработал – чтобы матери помочь, потом поступил в училище, на сантехника.
А в Уфе в то время был такой тренер-энтузиаст – Николай Данилович Попов, фанат борьбы. Он организовал школу под названием «Геркулес», где мой брат и занимался, причем был уже среди ведущих – тех, кто выигрывал соревнования, у кого был первый разряд или звание кандидата в мастера спорта. Брат и привел меня в «Геркулес», где меня хорошо приняли, и я сразу включился в тренировки. Жил я поначалу на съемной квартире, а когда стал тренироваться, то обосновался прямо в школьном спортзале, мне Попов разрешил. У меня к тому же появилась обязанность следить за залом, который находился в подвальном помещении. Беда в том, что его нередко заливало канализацией, и надо было вовремя вызывать аварийку и спасать от затопления драгоценный ковер!
Спортивные будни
Первые мои «выездные» соревнования состоялись в Кстово (Новгородская область), это был примерно 1970 год. Я боролся по юношам и выиграл. Потом, в 1971-м, выступал по взрослым на ЦС «Урожай» в Майкопе. И вот так начал накатывать, при этом почти всегда был в призах. В самом начале 1972-го я победил в Рыбинске на первенстве России по самбо среди молодежи, где познакомился с челябинскими ребятами. Там были Слава Попов, Витя Бетанов, Валера Федоров, Гена Ившин, Коля Искаков, всех и не вспомню… И там же, в Рыбинске, я остался на сборах и боролся на первенстве СССР по самбо, заняв третье место.
А летом 1972-го я выступал за сборную Башкирии в Туапсе на чемпионате России по самбо – уже по взрослым, где стал вторым, что давало право на звание мастера спорта. Здесь меня увидел Харис Михайлович Юсупов. Он всегда отличался способностью расположить человека к себе, мы разговорились, он ведь тоже из Башкирии, и я рассказал, что живу в спартанских условиях прямо в школе, денег иногда не хватает даже на еду… И он вдруг говорит: «Слушай, приезжай-ка ты в Челябинск, я тебя устрою в институт, в общежитие, на работу – будешь жить нормально». Я прикинул, посоветовался с друзьями, с братом, который уже служил в армии в Уфе. И все в один голос сказали: «Езжай, Толя, там классная школа, ты там быстрее вырастишь, тем более пригласил сам Юсупов…»
О тех, кто был рядом
Я застал Анатолия Комелькова и Александра Брюханова, правда, они уже не боролись. Любил общаться с Комельковым. Он мне очень нравился, как человек, – скромный, отзывчивый, добрый. Его товарищ Брюханов был более жестким, но справедливым… Однажды он меня возил на турнир ВЦСПС в башкирский город Салават. Я там выиграл, остальные стали призерами – Владимир Сидоров, Михаил Климов и Александр Брылкин. Помню, мы ехали с соревнований на поезде, проезжали Тавтиманово. Вдруг Александр Васильевич поднимает всех ребят: «Так, встаем все, провожаем Толю. Шапку давай надень и завяжись шарфом, чтобы не заморозить уши!» Сам и завязал мне ее… А спорить с ним было бесполезно… Вообще, замечательный человек был.
С Витей Бетановым мы одно время жили в общежитии в одной комнате. Делились всем… Это был суперталантливый борец, и вообще красавец мужчина, женский любимец! Ко мне лично он относился тепло, можно сказать, заботливо, хотя и был младше меня. И Гриша Веричев был мне по душе – одаренный борец, пахарь, каких еще поискать. Правда, с ним я не был так близок, как с Виктором.
И сразу – международник!
В 1973-м мы с Бетановым в составе советской сборной поехали в Остенде (Бельгия) на первенство Европы по молодежи. Не знаю толком, но Ившина почему-то не туда взяли… Тренером сборной был Лукичев, который, кстати, особенно любил Бетанова и Ившина. А врачом – легендарный Минасян. Он мне даже помог в трудную минуту.
Первый выезд за границу, ответственность, волнение… и Минасян дал мне перед сном таблеточку, я так хорошо поспал… Всего я провел пять схваток, был, видимо, в хорошей форме – всех «порвал»: причем буквально все схватки выиграл иппонами. В основном проводил такие броски, как «мельница» и выхваты ног. Когда я в финале победил француза Верета, его тренер громко возмущался стилем моей борьбы: мол, это ведь у него не дзюдо, а самбо…О сбоях и режимах
Уже после первенства Европы в Бельгии в Киеве состоялся самый первый чемпионат СССР по дзюдо среди мужчин. Там я занял 5-6-е место, хотя мог стать третьим призером. В схватке за бронзу я проиграл Ашинову из Майкопа хантей («по мнению судей»)… Просто не смог собраться, был вялым и скованным.
Наша победа на молодежном чемпионате Европы была большим событием и для Челябинска. Нам с Бетановым дали однокомнатные квартиры. Правда, эта самая квартира вышла мне немного боком – нарушился привычный спортивный режим, я стал меньше тренироваться… Сейчас все прошедшее понимаешь по-другому: я бы теперь многое делал иначе, пахал бы и пахал фанатично…
Травмы и неудачи
Однажды со мной такая глупая травма случилась. Я боролся за выход в финал на чемпионате Вооруженных сил по самбо в Киеве, куда приехал со сборов команды СССР по дзюдо. А по самбо я уже давно не выступал и в схватке за выход в финал встретился с Луцких, который выступал за Группу советских войск в Германии. Я сделал бросок через спину и вел четыре очка, оставалось меньше минуты, и я решил немного потянуть время. Лег на соперника сверху со спины, запустил ноги, стал его растягивать, а он переворачивается на спину и проводит мне болевой прием на стопы, про который я уже давно забыл, потому что в дзюдо это был запрещенный прием. И он мне так «выпрямил» стопы, что они сразу вздулись… А прием этот пошел от феноменального Александра Федорова из Свердловска – он таким образом всем руки-ноги ломал… Зверь, в общем. От этого приема пострадали многие ведущие дзюдоисты, в том числе Витя Бетанов и Володя Тимофеев.
Но моя травма усугубилась еще и тем, что после Луцких в интересах команды мне пришлось еще бороться с чемпионом Союза – Чисибиевым. Можно было бы сняться по рекомендации врача, но меня уговорил тренер, которому сильно нужны были очки для СКА, Свердловск. Чисибиев подворачивается с колен, а я свою ногу не могу вовремя убрать, так-то я бы перешагнул – и всё, а тут она у меня на месте осталась, и он подворачивается спиной и выбивает мне колено… Капец! Потом меня долго лечил наш спортивный врач Георгий Михайлович Степанов, несколько месяцев я ходил на физиотерапию и прочие процедуры. Потом постепенно начал нагружаться и снова набирать форму…
Фатальное невезение
Одним из самых памятных событий в моей спортивной карьере стал Тбилисский международный турнир по дзюдо в 1977 году. Это был турнир категории «А», в то время один из сильнейших в мире.
Завершение карьеры
В 1980-м я выступал в основном за ЦСКА, выиграл Спартакиаду дружественных армий во Львове, а потом уже серьезно не боролся – разве что за МВД на чемпионатах России и СССР. Расставшись со спортом, я аттестовался лейтенантом и несколько лет отслужил в уголовном розыске. Но потом вернулся в родную стихию – работал тренером в детской спортивной школе «Локомотив», которую создал Александр Михайлович Брылкин и где работал тренером непобедимый борец Витя Мосейчук… Среди моих воспитанников немало кандидатов и мастеров спорта СССР и России по дзюдо.
В 2004 году я ездил в Вену на чемпионат мира по ветеранам в категории М-5, это «от 50 лет и старше» – спонтанно так получилось, просто интересно было себя попробовать. И я уверенно выиграл. Так завершился мой спортивный путь…
Текст: записала Татьяна Логачева
Фото: из личного архива Анатолия Семенова
![]() |
Яндекс-кошелек: 41001701513390 |
![]() |
WebMoney: R182350152197 |