бк завершает публикацию глав
из манускрипта Сергея Ефремцева «Твоя Конституция»
Погоня за конституцией
Конституция – основной закон государственного устройства общества, определяющий участие народных представителей в законодательстве и управлении государством. Это главный официальный документ, «лицо государства».
В XIX веке многие народы круто меняли свои судьбы, появлялись новые и исчезали старые границы, земли перекраивались. Так, из договора между Пруссией и 21 немецким государством и тремя вольными городами выросла конституция Германской империи 1871 года.
Через три года была принята союзная буржуазно-демократическая конституция Швейцарии, превратившая государство в федерацию.
В 1876 провозглашена конституция Испанской монархии, просуществовавшая почти без изменений до революции 1931 года. Круг избирателей в Испании при помощи имущественного ценза был сведен к 6% взрослого населения. Есть деньги – голосуй, нет – проходи, не задерживайся. Шагом марш на виноградник работать!
В 1879 появилась конституция Болгарского царства, в 1882 (обнародована в 1889) – Японской монархии, посвященная утверждению неограниченных прав императора и его «божественному происхождению», в 1887 – основной закон Нидерландского королевства…
В царской России при Александре I попытки конституционного ограничения самодержавия оказались безрезультатными: «План государственного преобразования» Сперанского (1809) и «Государственная Уставная грамота Российской империи» Новосильцева (1818) оказали очень малое влияние на порядок деятельности государственных органов.
Свой проект конституции – еще одной «Русской правды» – вынашивали декабристы, но, как известно, не было суждено ей осуществиться. До революционных событий нынешнего века у нас никогда не было места конституции как учреждению, ибо Россия, подобно Англии, полагала себя существующей всегда (мы тоже гордые). Но конституция как неизменяемая часть закона у нас была.
«Мы обладали конституцией, вполне оформленной в соответствии с нормами конституционных процессов в европейских странах, с 1905 года, когда были изданы в исправленной редакции Основные законы Российской империи, включившие одну норму: «Император Всероссийский осуществляет верховную власть совместно с Государственным советом и Государственной думой».
Юристы, в т.ч. и западноевропейские, никогда не сомневались, что Россия действительно имела конституцию, ибо Основные законы были изданы до издания манифеста о созыве Государственной думы, и уже тем самым их источником оказалась монархическая власть, а Дума автоматически лишилась возможности их изменять.
Монарх тоже лишился возможности ее изменять, потому что с этого момента мог принимать законы только вместе с Думой.
Таким образом, Основные законы Российской империи приобрели функцию Конституции в полной мере и стали неизменяемы, тогда как все остальное текущее законодательство было передано Государственной думе, обладавшей всеми полномочиями, в т.ч. и полномочиями законодательной инициативы. Так было относительно недавно».
Стремясь использовать революционные события 1905 года, либерально настроенные политики из «Союза Освобождения» разработали свой «проект основного закона Российской империи», но так как либерал не знал, по словам Салтыкова-Щедрина, чего ему хотелось, не то конституции, не то севрюжины с хреном, хорошего в этой затее было немного: «Основные законы» 1906 года сохраняли в России самодержавие с конституционной пристройкой – Государственной думой.
А у ближних и дальних соседей России в это время происходило вот что: в Иране принята в 1906 конституция, революционный комитет во главе с Сун Ят-Сеном принимает временную конституцию Китайской республики, в 1908 году восстановлена конституция в Турции, в 1909 – принята конституция Швеции. Возникли конституции Эллинского королевства, республиканской Португалии (1911), Датского королевства (1915). Слишком быстро менялась политическая ситуация, слишком высока была революционная волна.
Первая конституция РСФСР была принята на 5 Всероссийском Съезде Советов в июле 1918 года. Чем она отличалась от конституций Германии 1919 года, Польши 1921, Латвии, Литвы 1922? Совершенно другим отношением к частной собственности.
В Европе распространялись не только коммунистические идеи, но и национал-социалистические, фашистские. «Обновленные» конституции появляются в Польше, Австрии, Италии, Португалии, была отброшена Веймарская конституция 1919 года в гитлеровской Германии.
В 1924 году принята первая Союзная конституция, ведь появилось новое государство СССР, а в 1936 – сталинская конституция, исходившая «из факта ликвидации капиталистического строя, из факта победы социалистического строя в СССР».
Почитаем немного?
|
Казалось бы, какая разница между личной и частной собственностью? И никакой пятой поправки не нужно!
И принципы заявлены справедливые.
Только на деле было совсем не так, и врагов народа оказалось слишком много…
Маленькое лиро-экономическое отступление
Способ ведения хозяйства, который направлен, прежде всего, на умножение денежного богатства, Аристотель назвал хреманистикой – мне слово нравится! «Хрема» – имущество, владение. Очень осуждал его Аристотель, считая, что это противоестественно. Полностью согласен.
…Томас Ман и другие поздние меркантилисты считали, что особое значение для обогащения государства имеет торговля между странами. С цифрами в руках он доказал: вывоз золота и серебра за границу для покупки товаров может быть более выгодным, чем механическое накопление сокровищ. Правда, это достигается лишь в том случае, когда выручка от последующей продажи таких товаров оказывается большей, чем затраты на покупку: покупка товаров за границей лучше, чем банальная кубышка дома.
А мне ближе «laisserfaire». Я, может быть, физиократ! Богатство – это природа, основа благосостояния – сельхозпродукт, натуральный, блин, продукт, свой собственный! И вообще, народу лучше знать – что ему делать, а чего не делать… Жаль, что Кенэ свое кино так и не снял…
Третий том
Предвосхищая недоуменные возгласы и покручивание пальцем у виска, даже посвистывание и округлившиеся глаза, хотелось бы вернуть читателя в детство, с тем чтобы вспомнил он свои – конечно же бредовые, как теперь кажется, идеи, в которых не было норм и правил и в которых легко и непринужденно сочеталось несочетаемое, мысль легко скользила по потолку, подобная солнечному зайчику – попробуй, поймай. Как просто сказать какую-нибудь гадость, бросить грязный сухой комок в лужу отстоявшейся воды, чтоб замутилась она, заклубилась обидой и горечью, и как сложно подарить – оторвать от себя слово хорошее и доброе! |
Как известно, Николай Васильевич Гоголь писал поэму «Мертвые души» с оглядкой на «Божественную комедию» Данте. Первый том должен был соответствовать «Аду», второй – «Чистилищу», третий – так и ненаписанный – «Раю». «Нового Иерусалима», «Царства Божьего на земле», «Города Солнца», «Утопии» в реальном мире не нашел и не построил ни Иван Грозный, ни Томас Мор, ни Компанелла, ни Платон.
Не смог написать картину рая и Гоголь. «Гоголь советовал помещикам покинуть большой город, где они попусту разбазаривают свои неверные доходы, и возвратиться на землю, дарованную им Господом, чтобы они стали богаты, как богата плодородная земля. И чтобы сильные веселые крестьяне благодарно трудились под их отеческим присмотром»…
В России ничего не нужно менять, кроме души человека – в этом самая заветная мечта гения. И «споткнулся» он на том самом «категорическом императиве» Канта — нравственном законе, который определяет собой свободу личности. В человеческом сознании императив выражается в формуле: «Ты можешь, потому что должен».
Нравственный долг не может реализоваться в действительности. «Поступай так, чтобы всегда уважать человеческое достоинство как в твоем собственном лице, так и в лице всякого другого человека, и чтобы всегда относиться к личности, как к цели, а не только как к средству». «Поступай так, чтобы высший принцип твоей воли одновременно и всегда был бы принципом общего законоположения» — писал Кант.
Как объяснить, что такое «свобода», «обязанность», «долг», «право»? Как достучаться до живых еще душ?
Гоголь предполагал, что искусство слова в состоянии преобразить читателя, очистить душу его от скверны греха. Правда, наивно? Может быть, и эти строки из дантевского «Рая» наивны:
Уже нередко дети слезы лили
За грех отца; и люди пусть не ждут,
Что бог покинет герб свой ради лилий!
А эта малая звезда – приют
Тех душ, которые, стяжать желая
Хвалу и честь несли усердный труд.
И если цель желаний – лишь такая
И верная дорога им чужда,
То к небу луч любви восходит, тая.
Но в том – часть нашей радости, что мзда
Нам по заслугам нашим воздается,
Не меньше и не больше никогда.
И в этом так отрадно познается
Живая Правда, что вовеки взор
К какому-либо злу не обернется.
Различьем звуков гармоничен хор;
Различье высей в нашей жизни ясной –
Гармонией наполнило простор…
Искали и продолжают искать гармонию…
Есть, существует третий том «Мертвых душ»! Недавно читал и даже перечитывал описание рая на земле, где царит мир и порядок, где все как должно и по-честному. Как мечталось нам в детстве.
Вот он, третий гоголевский том, открываю первую его страницу, читаю:
«Постой-ка, да ты дурачишь меня, – воскликнет читатель, – ведь это из первого тома!» Прости, читатель, рука дрогнула, как дрогнул голос, когда читал тебе эти строки. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства… Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории… Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной… Все равны перед законом и судом… Каждому гарантируется свобода мысли и слова»…
Чудо как хорошо! Поэзия! |
Сергей Ефремцев
О Конституции и Человеке
«Провокаторами» новой площадки бк можно считать двух весьма незаурядных литераторов – Геннадия Бурбулиса и Сергея Ефремцева.
Первый (государственный деятель) приложил свое перо к формулированию базовых смыслов, которые стали основой государственных уложений новейшей России, включая Конституцию РФ 1993 года, являющейся по форме и содержанию нашей «Гражданской Библией».
Второй (учитель литературы физмат лицея № 31) написал блистательную книгу «Твоя Конституция» и преподал читателю изысканный урок «о человеке и человечности, свободе и несвободе, нравственных законах и запретах, о насущном и до поры невостребованном – о Конституции души».
Мы полагаем, что литературные опыты Г. Бурбулиса и С. Ефремцева вызовут у вдумчивых читателей самые живые отклики, которые со временем соберутся в новую книгу на эти вечные «библейские» темы.
![]() бк представляет первую публикацию Геннадия Бурбулиса, одного из основоположников новейшей Российской государственности, посвященную базовым понятиям действующей Конституции РФ… Наша Конституция представляет собой важнейший мировоззренческий концепт жизненного пространства политософии и современной российской действительности. В декабре 2013 года исполнилось двадцать лет Конституции Российской Федерации, поэтому все более зримо проявляется потребность комплексно оценить ее место и роль в пространстве настоящего и будущего России. Политософия российского конституционализма: Человек – Власть – Свобода >> |
Понравился материал?
Помоги проекту «Бизнес и культура»!
Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.