бк продолжает публикацию воспоминаний
Александра Перевозникова
о его работе в Трехгорном…
Новый этап в жизни
Заманчивое, интересное предложение Владимира Зайцева о развитии дзюдо в Трехгорном, по сути, положило начало новому этапу моей биографии. В самом начале 80-х Володя организовал в Трехгорном секцию дзюдо на общественных началах, причем занимались в ней не только мальчишки, но и работники градообразующего предприятия – Приборостроительного завода, на котором он работал освобожденным секретарем комсомола в одном из цехов.
Производственники – мощная сила, именно они помогли превратить невзрачное подтрибунное помещение, где занимались дзюдоисты, в более-менее приличный зал. Предстояло сделать еще немало шагов, чтобы добиться переезда в соседнее просторное здание, в котором занимались баскетболисты, волейболисты и тяжелоатлеты.
Первый набор
И мне пришлось сразу по приезде активно включиться в работу, в которой были нужны организаторская хватка, красноречие, практический опыт, приобретенный в Озерске. Кстати, наша секция принимала участие в праздничных демонстрациях 1 мая и 7 ноября – дзюдоисты проходили в белом кимоно четким строевым шагом по главной площади города перед трибуной в присутствии руководителей города и завода. Практически во всех знаковых событиях города мы выступали с массовыми показательными выступлениями, популяризируя новый для города вид спорта. Дзюдоисты принимали участие во всех субботниках и прочих мероприятиях.
Я старался рассказывать о спортивных успехах наших воспитанников и даже публиковал отрывки из писем ребят, призванных в армию. Не заметить нас было просто невозможно! Мы с Зайцевым прилагали все усилия, чтобы добиться расположения и спортивных руководителей города, и директора ПСЗ Александра Георгиевича Потапова.
За годы пребывания в спорте я убедился: чтобы решать большие задачи, необходима поддержка власть имущих. Так было всегда. В этом смысле мало что изменилось – и сегодня, и 30 лет назад отношения строились примерно одинаково. Надо было уметь убедить «сильных мира сего», найти нужные слова, оказаться в нужное время в нужном месте. В нашем случае был четырехугольник, который решал все финансовые и административные вопросы, – горком партии, горисполком, горком ВЛКСМ и завком профсоюза ПСЗ. Через них проходили абсолютно все финансовые потоки, которые они распределяли по своему усмотрению. И во главе, конечно, было градообразующее предприятие. Поэтому нам было важно не просто показаться на глазах, пробиться на прием к начальству и заявить о себе, но и убедить его в том, что, благодаря самбо и дзюдо можно решать серьезные социальные задачи.
Недели через две после моего переезда в Трехгорный произошла знаковая встреча с Виктором Павловичем Курьяновым, секретарем заводского комитета ВЛКСМ. Он как-то сразу проникся нашей идеей создать в Трехгорном серьезную школу с развитой инфраструктурой. Обещал помочь. В дальнейшем именно он окажет содействие в организации и проведении в апреле 1983 года первого в Трехгорном турнира по дзюдо памяти В.Прохача. Курьянов и познакомил нас с директором ПСЗ А.Г. Потаповым. Узнав о «слабости» Александра Георгиевича к уральским камням, мы на его семидесятилетие заказали мастерам фигурку дзюдоиста из яшмы. Получился скромный, но эксклюзивный подарок…
Решающее слово «сверху»
Вскоре после своего юбилея Потапов пригласил меня и сам завел разговор о борьбе: «Я видел по телевизору, что в Японии дети начинают заниматься дзюдо с трех лет»… Разумеется, я с удовольствием сел на своего любимого конька: «Александр Георгиевич, да мы прямо с роддома детей в кимоно одевать будем, но для этого необходимо решить три вопроса: место, ковер и кимоно». Ту встречу я помню посекундно: в один миг наша маленькая секция получила всё разом!
А.Г. Потапов
«Сколько ковров надо? – спрашивает Потапов. – Сто хватит?» «Да нет, – отвечаю, – вполне достаточно двух». И он тут же (!) отдает распоряжение о приобретении ковров. А узнав, что двести дзюдоистов, включая сотню рабочих ПСЗ, занимаются в подтрибунном помещении, притом что рядом во Дворце спорта три баскетболиста два раза в неделю гоняют мяч, он распорядился: «С сегодняшнего вечера дзюдоисты будут заниматься в большом зале Дворца спорта. Что еще?» Я ловлю момент: «Кимоно нет, негде купить, дефицит». Потапов вызывает к себе заведующую ОДДУ и отдает приказ: «С завтрашнего дня к вам заступает на работу тренер по дзюдо, будет заниматься с вашими детьми. А еще вам надо сто кимоно пошить. Через неделю доложить. Вопросы есть?» Она глазами моргает, ничего не понимая: какое дзюдо, что за кимоно? Но приказ есть приказ.
В тот день я стал свидетелем удивительного явления. Пока Потапов решал наши насущные вопросы и давал указания своим заместителям, уже к окончанию встречи был подготовлен приказ – на стол Потапова легли бумаги. А у него, оказывается, было правило подписывать документы примерно так: «Сделать то-то и тому-то», затем он подводил под приказом черту, а под ней ставил подпись – «Я». Любой начальник, который видел приказ и эту букву, моментально приводил его в исполнение. Зато гости из других городов недоумевали: «Что это за король у вас такой в городе живет – ни имени, ни фамилии, а вместо подписи «Я» красуется?» А он, действительно, был королем в хорошем понимании этого слова – руководителем от бога. Сумел разглядеть в нас, совсем еще молодых тренерах, большое будущее дзюдо в маленьком Трехгорном…
Успех сопутствует единомышленникам
Этот детский садик был не похож на другие: по советским стандартам строились двухэтажные, а он был трехэтажным, со спортивным залом и зимним садом. Тут и должна была разместиться секция по дзюдо, в которой мне предстояло заниматься с… дошколятами! Кимоно пошили именно здесь. И прослужило оно лет пятнадцать! Дошколята с удовольствием занимались, а директор завода с гордостью показывал представителям Минатома, как малыши – в кимоно местного производства – бегают, прыгают, делают страховки, лазают по канату. Загляденье! Серьезные мужчины из Москвы цокали языками и одобрительно кивали головами, добавляя: «Да, хорошая смена растет – и для завода, и для армии».
А потом Потапова не стало, на его место пришли другие руководители, которым было не до дзюдо в детских садах, и программу пришлось свернуть. Тут еще 1990-е начались, сложный период финансовых отношений, когда каждый тянул одеяло на себя, чтобы только выжить. Правда, и тогда находились люди, небезразличные к судьбам юных дзюдоистов, в разные периоды времени они помогали, чем могли. Без них нам с Зайцевым сложно было чего-то добиться. Помимо Потапова и Курьянова мы очень благодарны председателю горспортсовета Георгию Геннадьевичу Мельчакову, зам. директора ПСЗ по быту Николаю Павловичу Добрынину, благодаря которому удалось построить клуб самбо и дзюдо в подвальном помещении (он стал нашей дополнительной тренировочной базой). А еще нам очень помогал вице-мэр города Лев Михайлович Иванов, который возглавлял федерацию дзюдо города.
Школа Трехгорного: первые успехи
С Зайцевым мы легко распределили обязанности и полномочия: он стал директором и занимался преимущественно административной деятельностью. А мне ближе была спортивная работа, тренировочный процесс. Все-таки я прошел Мусатовскую школу борьбы, неплохую «практику» как действующий спортсмен и очень качественную теоретическую подготовку в научном кружке ЧГИФКа у Олега Александровича Сиротина. Для меня куда важнее и интереснее было показывать и объяснять мальчишкам, как строить спортивный режим, как набираться мастерства в процессе тренировок… Через мои руки прошли не десятки – сотни ребят.
А. Мисягин справа второй, 1985
Один из них – Андрей Мисягин. Я познакомился с ним еще в 1982 году, когда работал в пионерском лагере, пока мне оформляли разрешение на въезд в Трехгорный. Я там сразу же организовал кружок борьбы, предложив ребятам попробовать свои силы в дзюдо. Подходит ко мне паренек, сам метр с кепкой, но размер обуви 43-й! А нам еще в институте говорили: если стопа у ребенка большая, то и сам он, когда вырастет, станет большим.
Этим пареньком и был Андрей Мисягин – удивительно добродушный паренек из простой рабочей семьи. Мама его, Любовь Николаевна, работала в мясном магазине, отец, Александр Петрович, – водителем автобуса. Наверное, поэтому Андрей и был простым, неизбалованным молодым человеком.
Открытие спартакиады
В нашей школе он стал любимчиком и центром всеобщего внимания. Пухленький мальчуган исправно выполнял все задания и упражнения. Точнее, пытался это делать. Попробуйте заставить подтянуться взрослого 100-килограммового человека на турнике. Так же и с Андреем Мисягиным – хочет, но не может. И каждый в школе считал своим долгом загнать его на турник. Висит он на нем, как груша, вспотел весь, покраснел, но не сдается. «Мис, а давай-ка отожмись десять раз», «Мис, пресс покачай», – не унимались друзья. Причем, сразу оговорюсь, делали они так не со зла, да и сам он не воспринимал их слова, как издевательство. Добродушный парень был. Но с характером.
Более одаренные ребята, от которых можно было ждать высоких результатов, почему-то сошли раньше времени. А Андрей постепенно брал свое за счет трудолюбия и упорства. Его не надо было дважды заставлять что-то сделать. Достаточно раз сказать – и можно быть уверенным, что он выполнит задание «от и до». Он хотел доказать, что не хуже, чем другие. И шел к своей цели. Его не интересовали гулянки и праздники, парень был домашний, очень привязанный к родителям и родному городу.
ЦС ФиС, Трехгорный, 1986
Первый, по-настоящему крупный, успех к Мисягину пришел в апреле 1987 года – ровно через пять лет после начала занятий борьбой. Андрей стал серебряным призером первенства СССР среди юношей в полутяжелом весе. Для нашей школы дзюдо и вообще для Трехгорного это был настоящий прорыв, просто никто и думать не думал, что в городе может появиться призер первенства страны! 1987 год вообще стал удачным для трехгорненцев – сразу три наших воспитанника показали высокий результат: в сентябре Олег Першин завоевал серебряную медаль на первенстве России среди юниоров в Пензе, а в ноябре уже Владимир Федичкин в далеком Благовещенске выиграл «золото» на юношеском первенстве России.
Андрей Мисягин набирал обороты довольно быстро, и из добродушного пухлого мальчугана он вырос в серьезного тяжеловеса. В 1992 году на самом первом чемпионате уже новой России в г. Балаково он выиграл две медали – «серебро» в тяжелом весе и «бронзу» в абсолютной категории.
Мисягин слева
А в декабре 1993 года на втором чемпионате России в Санкт-Петербурге настал его звездный час – Андрей стал чемпионом страны в тяжелом весе и завоевал бронзовую медаль в «абсолютке».
На пути к финалу он одержал пять побед, одна краше другой. В финале его ждал опытный Владимир Кравчук из Красноярска. Их поединок стал украшением всего чемпионата. Мисягин победил красиво, проведя эффектный прием, после которого арбитр произнес: «Иппон!» Андрей Мисягин, г. Трехгорный, Челябинская область, – новый чемпион России в тяжелом весе. Зрительный зал стоя аплодировал могучему атлету.
Кстати, обладателем серебряной награды в весе до 100 килограммов тогда стал молодой борец из Курска Юрий Степкин, который со временем сыграет важную роль в истории южноуральского дзюдо.
Последнее выступление Мисягина – Всемирная Универсиада на родине дзюдо в Фукуоке (Япония). Выступая за сборную России в командном турнире, он завоевал серебряную медаль. На протяжении короткой, но яркой спортивной карьеры Андрея много раз приглашали сменить город, уехать к другому тренеру, но он оставался патриотом Трехгорного и школы, которая его воспитала. «У меня, – говорил он, – есть свой город и свои тренеры, я их не предам».
Первенство СССР по самбо, Кстово, 1987
Андрей и наставники
Один роковой выстрел во время разборки двух нетрезвых служителей правопорядка – и случилась трагедия… Шальная пуля попала в Андрея, спешившего разнять драчунов. Об этом немало сказано, и я не буду лишний раз ворошить прошлое и вдаваться в подробности. Но отголоски той стрельбы порою всплывают в памяти и щемят сердце. Это дико несправедливо, когда уходят такие светлые и такие молодые! Тем более так нелепо… С родителями Андрея я до сих пор поддерживаю отношения, периодически созваниваюсь. Но на той базе отдыха на Увильдах я больше не был. Никогда. Не хочу и не могу…
О тех, в кого вложил душу
Помню всех своих учеников – кто-то занимался больше, кто-то меньше, но ценю и люблю всех… Эдуард Довгань, Евгений Берсенев, Андрей Комиссаров, Михаил Бусыгин, Андрей Цивилев, Сергей Закаляпин – все они мастера спорта, не раз становились победителями и призерами первенств страны, призерами взрослого чемпионата России.
А. Левченко, В. Рубцов, А. Катаев, А. Зайцев, В. Федичкин, А. Перевозников
Борцы из атомградов
Много времени занимала селекция: я просматривал перспективных ребят из других городов области – Катав-Ивановска, Усть-Катава, Озерска, Сима, Аши… И очень благодарен первым тренерам спортсменов, передававшим своих лучших учеников нам в Трехгорный. В Катав-Ивановске это Виктор Яковлевич Обухов, Александр Щенов, Анатолий Чинько. Оттуда вышли и стали мастерами спорта Денис Шенерт, Сергей Сержантов, Андрей Есарев. Целую плеяду сильных ребят подготовил в Усть-Катаве Павел Иванович Прохоров. Среди них – Андрей Комиссаров (мастер спорта международного класса, чемпион мира среди военнослужащих), Азамат Мухарямов, Андрей и Евгений Берсеневы, Венидикт Чубанов, Виталий Ульянов. В Симе выросли Дмитрий Тюрин, Евгений Филатов, Вениамин Коротков. В Озерске воспитали Эдуарда Довганя, который, уже будучи трехгорненцем, в весе 60 кг вошел в состав сборной России и в 2004-м стал серебряным призером чемпионата России в Челябинске.
Встреча с Вадимом Полежаевым
А. Исаев, Х. Юсупов, О. Сиротин, С. Горичев, В. Обухов, 1994
В большом спорте имеет значение каждая деталь. Одни, перспективные и талантливые ребята, не всегда добиваются успехов. Другие берут свое за счет трудолюбия и характера. И сложно предугадать, кто из юных спортсменов со временем сумеет реализовать себя и стать большим мастером. Но шанс надо давать каждому! Через терпение, труд и годы тренировок кто-нибудь из них обязательно порадует и себя, и своего тренера высокими результатами.
И вновь Челябинск, город моей юности
С Трехгорным у меня связано целых восемнадцать (и, наверное, лучших) лет жизни, но так сложилась моя судьба, что в 2000 году я вернулся в город моей студенческой юности – Челябинск. Здесь мне посчастливилось пройти определенный путь вместе с Х.М. Юсуповым и О.А. Сиротиным, познакомиться и подружиться с замечательными спортсменами. И вот в самом начале нового века и даже тысячелетия я, уже опытный специалист, попал в команду Александра Евгеньевича Миллера, и жизнь моя пошла уже несколько иначе…
Во-первых, я стал заведующим кафедрой физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета. Защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата педагогических наук, стал доцентом. Сдал экзамен на звание судьи международной категории, стал выезжать на международные турниры самого высокого уровня в качестве арбитра. Назову некоторые из них: первенство мира среди студентов (Малага, 2000), Кубки мира и турниры серии Гран-при в Фукуоке, Париже, Гамбурге, Циндао, Касабланке, Улан-Баторе и др. А в 2007 году в г. Касабланка (Марокко, Африка) сдал экзамен и получил лицензию судьи олимпийской категории. С этого момента я практически полностью сконцентрировался на судействе.
Грамота от патриарха
А вообще с первых дней моего переезда в Челябинск мне хотелось создать что-нибудь стоящее. И практически сразу же на базе МБУ ДОД ДЮЦ Ленинского р-на с А. Черевко и Р. Шайхетдиновым мы основали детский клуб дзюдо «Лион». Открытие его состоялось 11 сентября 2000 года. На открытии было много почетных гостей, среди которых и Харис Юсупов. Сразу после открытия «Лиона» здесь провел мастер-класс новоиспеченный призер Олимпиады в Сиднее Юрий Степкин.
Сегодня в клубе занимаются более 300 мальчишек и девчонок, есть среди них и перспективные ребята – яркие звездочки. Например, Антон Бербер – призер первенств России среди юношей и юниоров в тяжелом весе.
Годы идут
Мне в этой жизни везло на хороших людей, довелось познакомиться со многими великими мастерами своего дела. В Озерске я родился и вырос. Здесь я узнал, что такое дзюдо, тренировался под руководством замечательных людей, которые и дали мне путевку в жизнь, повлияли на всю мою дальнейшую судьбу. Трехгорный у меня ассоциируется с общением с людьми разных социальных статусов, профессий и рангов.
На доске почета
Но в первую очередь здесь я воплотил свою юношескую мечту – стал тренером, принял участие в создании такой школы дзюдо, какой видел ее в детстве: с учениками, производственниками, со спортивными лагерями, с субботниками, демонстрациями, походами и с высокими результатами. Мечта воплотилась в реальность. Именно здесь я начал свой тернистый путь на судейский Олимп. И для меня этот город по-настоящему родной: здесь столько близких мне людей, что невозможно выделить кого-то одного…
Ну а Челябинск помогает мне раскрываться дальше. Создание клуба дзюдо «Лион» знаковое событие – я получил возможность реализовать весь накопленный опыт и не спеша, не форсируя подготовку, учить детей прекрасному виду спорта – дзюдо. Работая заведующим кафедрой в ЧелГУ, я стараюсь обобщить накопленные практические знания, оформить их в научные труды. А вообще вузовская среда предоставляет такую неизъяснимую роскошь, как общение с замечательными преподавателями и студентами.
Мне посчастливилось поработать директором Центра олимпийской подготовки по дзюдо и принимать активное участие в подготовке и проведении чемпионата Европы по дзюдо 2012 года в Челябинске, который был признан специалистами лучшим в истории подобных состязаний. Озерск, Трехгорный, Челябинск – это три моих родных города. Я неоднократно получал предложения переехать в другой город, сменить обстановку, обещали хорошие возможности для тренировок и бытовые условия. Но мне этого не надо. Я счастлив жить именно здесь – на Южном Урале…
Текст: Виталий Визаулин, Татьяна Логачева
Фото: из личного архива Александра Перевозникова