Один из знаковых представителей
южноуральского дзюдо,
судья олимпийской категории
Александр Перевозников
См. ► Судейские заметки
в конце января сего года побывал в Токио
в самом сердце мирового дзюдо – институте Кодокан, где состоялся судейско-тренерский семинар, в котором приняли участие 320 лучших судей и тренеров национальных сборных из 90 стран.
Семинар прошел под руководством рефери-директоров IJF (Международной федерации дзюдо) Х. Баркоса (Испания) и Я. Снайдерса (Голландия) с участием спортивных директоров IJF – А. Багдасарова (Узбекистан) и Д. Ласкау (Румыния).
На протяжении всего семинара присутствовали почетные гости – президент Кодокана Х. Уэмура, олимпийский чемпион Я. Ямасита и директор международного департамента Кодокана Ш. Фучида.
Александр Сергеевич любезно согласился
поделиться своими впечатлениями от поездки в Японию,
откуда он, кстати, привез около 7 Гбайт уникальной информации:
фото и видеозаписей, часть из которых мы публикуем
с чувством глубокой благодарности автору…
▲ Руководители семинара:
А. Багдасаров, Х. Баркос, Я. Снайдерс, Я. Ямасита
▼ ▼ ▼ ▼ ▼
Каждый год Международная федерация дзюдо – IJF – проводит совместные судейско-тренерские семинары, куда приглашает лучших судей и тренеров национальных сборных. Причем раньше проводились именно судейские семинары, а в последние лет пять приглашаются и тренеры, поскольку дзюдо – дело общее, и на практике это чувствуется особенно остро.
Да, есть напечатанные черным по белому правила дзюдо, но в реальных схватках непременно возникает море всяких нюансов и сложных ситуаций, трактовка которых может быть неоднозначной, а цена недоразумений – очень высокой. Особенно это касается турниров мирового уровня – континентальных чемпионатов, чемпионатов мира и Олимпийских игр.
Итак, семинар проходил с 28 по 31 января. В первый день японские специалисты провели обзорную лекцию о международном институте Кодокан с посещением его музея. Во второй день в утренней части прошел просмотр видеоматериалов и обсуждение сложных и спорных ситуаций, снятых на Олимпийских играх, чемпионатах мира, турнирах Большого шлема и Гран-при.
В процессе бурных и продолжительных дискуссий между судьями, тренерами и членами судейской комиссии IJF были сформулированы комментарии к просмотренным ситуациям, а также единая трактовка правил соревнований по дзюдо. А во второй половине дня все участники семинара в белом кимоно (обязательное требование японских коллег) уже на татами провели практический разбор сложных ситуаций.
Утром третьего дня был закончен просмотр и обсуждение видеосюжетов, а вечером на татами японские мастера провели с участниками семинара тренировку с демонстрацией основных технических элементов, приемов и подготовительных упражнений. После завершения работы участники семинара получили видеоматериалы и комментарии к ним судейской комиссии IJF.
Таким образом, на всех пяти континентах любители и профессионалы дзюдо получат возможность ознакомиться с важными документами. А значение и своевременность именно состоявшегося семинара обусловлена еще и тем, что 2016 год – год Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Поэтому особенно важно продекларировать в одном русле все правила и основные требования к проведению соревнований и оценке технических действий, что и является смыслом подобных семинаров.
▲ Семинар на татами
▼ ▼ ▼ ▼ ▼
Как это выглядело на практике? В первой половине дня мы внимательно смотрели видеоролики, в которых, например, выделялась часть схватки – то есть конкретное техническое действие от его начала до окончания. А задача состояла в том, чтобы вынести судейскую оценку или же наказание, если это запрещенное действие. После чего необходимо объяснить, как следует поступить в сложившейся ситуации, чтобы не было принципиальных разночтений и все работали в одном направлении.
Представители всех пяти континентов должны донести информацию по своим территориям именно в однозначно согласованной трактовке действующих правил. Дзюдо и отличается своей «жесткой вертикалью» в понимании содержания и правил борьбы. Никаких ответвлений от магистрального направления быть не может в принципе!
Причем сами родоначальники дзюдо японцы уже не оказывают безусловного доминирующего влияния, поскольку современное дзюдо перестало быть сугубо японским видом спорта. Кстати, сегодня дзюдо занимает третье место после футбола и легкой атлетике по влиянию на мировой спорт и численности занимающихся этой спортивной дисциплиной. Тому есть прямое свидетельство, а именно количество национальных федераций, входящих в IJF.
Как правило, все обсуждения насущных вопросов мирового дзюдо происходят в очень бурных и сложных дискуссиях. Тренеры, постоянно работающие на татами, непременно вступают в противоречия, по крайней мере, с частью судейского корпуса в связи с тем, что ряд судей высшей категории помимо дзюдо занимаются и другими делами, а не «живут» в спортивных залах.
И, безусловно, и судьи, и тренеры прекрасно знают классические правила дзюдо, но у них могут быть разные взгляды и понимание отдельных нюансов в трактовке правил. Поэтому цель общих семинаров и заключается в выработке каких-то единых точек зрения в неоднозначных ситуациях, которые непременно возникают в практике борьбы.
Поэтому иногда спорные моменты после всех обсуждений выносятся на голосование. Например, задается прямой вопрос: «Кто за такую оценку?» И, допустим, за нее голосуют две трети участников обсуждения. «Вы видите? Большинство проголосовало, ваша точка зрения была неправильной». – «Нет, а я считаю себя правым, давайте еще раз посмотрим…»
Наконец, кто-то увидел такое, на что нужно обратить особенное внимание. Снова изучаем видеосюжет, просматриваем его несколько раз – наконец, до всех доходит: вот она, истина, вот так надо делать! Снова голосуем и приходим к общему пониманию. После чего переходим к следующему сюжету и снова буквально по кадрам анализируем новую практическую ситуацию.
И так кадр за кадром, причем сюжеты подаются именно в определенном порядке и по конкретным разделам. Вот мы изучаем запрещенное действие – фальш-атаку. Дается несколько видеокадров – за что судится фальш-атака, выталкивание или, допустим, выход из рабочей зоны. Как это делается? Вот так трактуется выталкивание, а вот так – свободный выход. И выносятся соответствующие оценки.
Например, за что дается иппон? Вот падение на спину – и это иппон. И еще в случае, когда спортсмен, чтобы не травмироваться, пытается вывернуться и встать на мост – якобы на спину он не падает. Но это очень опасно для шеи! Поэтому положение моста – арка – приравнивается к иппон. Всё, разобрали.
И вот так по всем 15 разделам, в каждом из которых может быть 10 или 15 видеосюжетов – и это раскладывается по полочкам. В первой половине дня посмотрели кино, сколько успели, а после обеда все без исключения надевают белые кимоно (это непреложное требование) и начинается работа на татами. Одно дело посмотрели, а другое – смоделировали живьем на татами…
▼ ▼ ▼ ▼ ▼
А вообще подобные ежегодные семинары проводятся не только в Кодокане. Например, в прошлом и позапрошлом годах они проводились в Малаге. До этого собирались в разных странах – скажем, в польском Кракове или у нас в Санкт-Петербурге, по-моему, в 2006 году. То есть место сбора меняется, чтобы стране, проводящей семинар, дать возможность привлечь к участию как можно больше своих судей, а не везти их за тысячи верст на другие континенты.
По количеству участников нынешний семинар в Кодокане оказался, можно сказать, рекордным – 320 человек из 90 стран. А на прошлых встречах было от 90 до 120-150 человек. Разумеется, Кодокан – место особенно притягательное для каждого профессионала в дзюдо, и, конечно, повышенный интерес к семинару объясняется тем, что этот год – олимпийский.
Правда, на семинаре в Малаге в 2014 году было объявлено, что с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года никаких глобальных изменений в правилах не будет. Однако люди все равно приезжают, чтобы вместе подкорректировать, подшлифовать какие-то нюансы в понимании правил и довести до ума общее видение разных ситуаций.
Дзюдо – сложный вид спорта и с годами проще не становится, поскольку тренеры и спортсмены – народ творческий. Они ведь придумывают самые разные комбинации технических действий – да, фундаментальная основа не меняется, но в подготовке к проведению приемов пределов творчеству нет. «А можно ли этот прием делать? А не будет ли это вразрез с правилами?» – всё обговаривается, показывается, чтобы прийти к одному общему знаменателю.
Чем еще был интересен этот семинар – конечно, тем, что он проводился именно на родине дзюдо. В Кодокане есть особенные места, связанные с именем основателя дзюдо – Дзигоро Кано: тут и его фотографии есть, и скульптурный портрет, а ведь история начиналась с маленького зала, где собрались несколько человек и затеяли это великое дело. Кстати, в первый день семинара нам прочитали лекцию о зарождении и развитии дзюдо.
Повторяю, базовые основы, заложенные еще в XIX веке, не меняются, но теория и практика дзюдо развиваются. Поэтому и необходимо изучать новые видеоматериалы, проводить показательные тренировки и, кстати, еще и еще раз повторять то, что изначально было сформулировано Дзигоро Кано. Ведь повторение, как хорошо известно каждому школьнику, – это мать учения.
И именно это возвращение к истокам на меня производит огромное впечатление. У нас ведь в повседневной практике многое «замыливается»… Взять, к примеру, укэми, то есть падение на бок, на спину… Да, казалось бы, всё простенько. А у японцев отрабатывается падение с колен на живот, потом со стойки на живот…
Вот, скажем, партнер стоит сзади, толкает тебя в спину – ты падаешь вперед на живот. Он тебя вбок толкает – ты падаешь вбок по диагонали, потом непосредственно вбок, в правую сторону. Потом назад, потом влево, то есть всё идет по кругу, по часовой стрелке. Вроде это просто и хорошо известно, но ведь, как правило, мы этого не делаем, не отрабатываем, и поэтому что-то уходит, отпадает…
Например, нам наглядно показали, как выполняется поклон, хотя, конечно, все это знают. Но у нас обычно делается как бы походя: чуть кивнул головой, дернул затылком и вроде бы исполнил ритуальное действие. А это совсем неправильно.
Во-первых, поклон выполняется в течение четырех секунд, потом непременно должен быть определенный угол наклона, при этом руки должны быть положены ровно вдоль бедер – и необходимо немножко задержать каждый момент: раз, два, три, четыре. То есть поклон должен быть такой степенный, уважительный элемент. И всё надо делать правильно и учить этому с детских лет, что для меня имеет особый смысл в связи с работой в детском клубе «Лион».
А еще нам показали базовые элементы техники, причем у японцев по каждому броску есть свой специалист. Учи мата – подхват под одну ногу: вышел мастер и продемонстрировал разные вариации этих бросков: влево, вправо, вперед, назад – двигается, показывает каждый элемент. И следом идут к нему и контрприемы – есть подсечка, а есть контрподсечка.
Да, вроде бы вся эта техника знакома, но ведь надо же делать всё правильно. Конечно, основную-то часть мы делаем, но есть отдельные тонкости, нюансы в исполнении, на которые японцы нам указали конкретно, – это просто супер.
К примеру, что такое рандори? У нас же как рандори начинается, только искры летят, рубятся вовсю, что неверно, поскольку рандори – это отработка техники в движении. Надо не защищаться, не упираться, а создать партнеру возможность проведения броска в движении, ну такая тренировочная борьба…
бк
Фото и видео: Александр Перевозников
См. ПРОДОЛЖЕНИЕ:
► Уроки Кодокана от Александра Перевозникова (часть 2)
См. Плейлист с видео-материалами:
► ВИДЕО: Уроки Кодокана от Александра Перевозникова
Понравился материал?
Помоги проекту «Бизнес и культура»!
Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.