ОКОНЧАНИЕ
См. НАЧАЛО ► Владимир Каплин, Советский Союз, Россия (часть 1)
См. ПРОДОЛЖЕНИЕ ► Владимир Каплин, Советский Союз, Россия (часть 2)
▼ ▼ ▼ 7 ▼ ▼ ▼
Следующий 1996 год – олимпийский! Из важных предолимпийских стартов – чемпионат Европы-1996 в Нидерландах, где мы выступили скромно. Отличился дебютант сборной Константин Савчишкин, ставший третьим в полусреднем весе 78 кг. И подтвердили свой класс Олег Мальцев («серебро»), Дмитрий Сергеев («бронза»), Сергей Косоротов («серебро»), а у женщин бронзовыми призерами стали Светлана Гундаренко и Ирина Родина. И, тем не менее, по итогам рейтинга сборная команда России завоевала 13 путевок (7 – мужчины и 6 – женщины). Именно там мы – В.Н. Каплин, В.В. Кузнецов и С.С. Карпов – подсчитали набранные очки и узнали наш состав, который отобрался на Олимпиаду в Атланту.
И все-таки мы не могли себе представить, какое глубокое разочарование ждало нас на Олимпиаде в Атланте. Пожалуй, это самые неприятные впечатления за всю мою тренерскую карьеру. Мужская команда вроде бы выглядела сбалансированной в смысле сочетания «молодости и опыта»: Николай Ожегин (60 кг), Ислам Мациев (65 кг), Сергей Колесников (71 кг), Константин Савчишкин (78 кг), Олег Мальцев (86 кг), Дмитрий Сергеев (95 кг) и Сергей Косоротов (+95 кг). У девушек также попали лучшие: Марина Ковригина (52 кг), Зульфия Гарипова (57 кг), Татьяна Богомягкова (63 кг), Елена Котельникова (70 кг) и Светлана Гундаренко (+78 кг). Кстати, Светлана была весьма экспрессивной натурой, на банкете могла так станцевать, что все приходили в полный восторг, но и для нее всё сложилось неудачно. Она попала на француженку – и чисто проиграла встречу.
▲ Олимпийская сборная России, 1996
В общем, из Атланты мы привезли «баранку» – не завоевали ни одной медали. 5-е место занял Ожегин, 7-8-е место Гарипова и Галянт. Я до сих пор нередко вспоминаю и анализирую это жестокое поражение. Как всегда в подобной ситуации, причин можно привести массу, и одной из самых существенных я считаю то, что внутри олимпийской команды сложилась нездоровая обстановка. К тому времени – а прошло пять лет, как распался Союз, – в обществе начали доминировать другие ценности. Так называемые рыночные, конкурентные отношения диктовали совсем иное поведение и в спортивных коллективах.
Если раньше у каждого члена сборной страны сердце наполнялось гордостью от счастливого шанса защитить спортивную честь Родины на международной арене, то к середине девяностых у многих во главе угла была задача суметь что-то заработать. В принципе в этом греха большого нет, но все-таки в спорте «заработать» не должно быть на первом месте. А ведь некоторые наши большие мастера даже поменяли гражданство, чтобы выступать за европейские клубы и просто жить посытнее.
▲ В Олимпийской деревне. Атланта, 1996
И еще несколько слов об Атланте. В принципе в спортивном отношении мужская команда у нас была хорошая, я и думать не думал, что мы так провалимся. Убежден, что Ожегин вообще мог стать олимпийским чемпионом – он ведь и проиграл на последней минуте, выигрывая встречу у японца. И в целом вся команда была опытная, обкатанная. А одна из причин неудачи в том, что ребята просто не успели вернуться в форму – слишком коротким был промежуток между Европой в мае и Олимпиадой в середине июля – меньше двух месяцев! Ну хотя бы на пару недель побольше! Тут ведь еще перелет в Штаты, западное полушарие, и нет никакого времени на акклиматизацию.
▲ Мужская сборная. Атланта, 1996
Ожегин, Сергеев, Мальцев отобрались на чемпионате мира в Японии, а Колесников отобрался по рейтингу – у него было семь стартов на международных турнирах. Добирать очки пришлось и чемпиону мира Косоротову. Поэтому лидеры сборной вполне могли не участвовать в чемпионате Европы, но такие решения надо было принимать на уровне руководства Спорткомитета.
Итак, после Атланты я принял твердое решение подать в отставку. Осенью на учебно-тренировочном сборе в Подольске состоялось расширенное заседание Президиума федерации дзюдо России с приглашением ведущих тренеров и сборной команды, на котором отчитался по итогам Олимпийских игр и подал заявление об отставке. После бурных обсуждений мою отставку не приняли, и этот вопрос отложили до конца года, до конференции, тем более что впереди был командный чемпионат Европы в Санкт-Петербурге, где, к слову, обе наши команды заняли третье место.
В декабре 1996-го в Перми прошел чемпионат России. Там заявили о себе наши будущие звезды: Анатолий Ларюков и Тамерлан Тменов, впервые ставшие чемпионами России. А еще обратил на себя особое внимание будущий первый российский олимпийский призер Сиднея – Юрий Степкин, ставший третьим в полутяжелом весе.
В Перми до начала чемпионата России состоялась конференция с участием главных действующих лиц в российском дзюдо. Основным вопросом в повестке были разделение команд и выборы главных тренеров по мужчинам и женщинам. На пост главного тренера женской команды претендовали А.Н. Казаченков и А.Ф. Кабанов, а мужской сборной – А.А. Цюпаченко и Б.М. Вараев. Буквально перед конференцией президент федерации Г.И. Калеткин и его заместители Р.А. Лайшев и И.И. Куренной сообщили мне, чтобы я тоже подал заявление с дальнейшей перспективой подготовить Вараева на свое место. Было проведено голосование, и в итоге главным тренером женской сборной стал Казаченков, а мужской Каплин.
На чемпионат Европы-1997 в бельгийском Остенде мне пришлось готовить команду, при том что практически не с кем было работать. Случилась какая-то страшная «эпидемия» травм: ломаются молодые, сильные мастера из Челябинска Дмитрий Морозов и Виталий Макаров. И у Юрия Степкина (уже тоже челябинца) вдруг «вылетает» колено, тут вдобавок проблемы с коленом у Коли Ожегина.
Я понимал, что у меня нет команды, ну просто не с кем ехать. Пошел к Колесову, объяснил ситуацию, он выслушал и сказал, что ничего страшного, начало олимпийского цикла, надо смелее брать молодых, результат сейчас особенно не нужен. Но на деле оказалось иначе… Короче говоря, вернулись с одной серебряной медалью Толи Ларюкова, а девчата взяли две бронзовые – Света Комарова и Люда Храмова. Всё! А вскоре состоялся президиум ФДР – и я ушел…
После Президиума команды вновь объединили, и главным тренером стал Авель Казаченков. Но недолго – всего на два года.
Дальше были (тоже недолго) Владимир Невзоров и Валерий Иванович Востриков. Причем Валерий Иванович после успешного выступления команды под его началом на чемпионате мира в Мюнхене (2001 год), где Виталий Макаров и Александр Михайлин завоевали три (!) золотые медали, подал заявление об отставке.
Что именно произошло, я сказать не могу, но заявление было написано, и тогдашний президент ФДР Владимир Зарипзянович Шестаков его удовлетворил…
▼ ▼ ▼ 8 ▼ ▼ ▼
Ну и такая виньеточка в финале: честно говоря, я даже толком не знаю, когда меня уволили с должности. Какое-то время я так и оставался на ставке главного тренера – будто никуда и не уходил. Правда, добросовестно исполнял обязанности вице-президента ФДР целых девять лет – и при Калеткине, и при Шестакове, причем еще и обязанности исполнительного директора ФДР. Кстати, работать с Шестаковым было непросто. Вот сидишь с ним, что-то обсуждаешь: вроде бы он понимает что к чему, соглашается, а потом – раз! – кто-то что-то другое скажет – и он сразу меняет свое мнение и сделает всё наоборот.
И еще один эпизод, связанный с Шестаковым. В Кисловодске в 2003 году идет тренерский совет. Как старший тренер, я отвечаю за мужскую команду и предлагаю состав на чемпионат мира в г. Осака (Япония), предварительно согласовав его со всеми тренерами сборной. А накануне прошел чемпионат Европы в Германии, где Дмитрий Максимов занял 5-е место. После чего я вывожу на престижный турнир в Таллинн Юрия Степкина, и он его выигрывает. Естественно, я предлагаю Степкина в состав команды на чемпионат мира, но Шестаков, как президент-главный тренер, принимает решение о проведении контрольной схватки в этом весе. И Степкин проигрывает Максимову эту схватку, но зато сам Максимов неудачно выступает на чемпионате мира в Кобе, пройдя всего один круг… В чем драма? В том, что был нарушен спортивный принцип.
В этой связи можно вспомнить одну характерную историю, когда после меня сборной руководили Владимир Невзоров и Авель Казаченков. В 1998 году Юрий Степкин победил на чемпионате России в Москве и в финале чисто выиграл у Александра Михайлина. Следом Степкин выиграл турнир в Таллинне. Что еще нужно для чемпиона страны, чтобы попасть в основной состав сборной? Ничего больше! Но Юра не попадает на чемпионат мира-1999 в Бирмингеме! В споре между Степкиным и Михайлиным все берут отсчет от Олимпиады-2000, но началось-то отсюда.
Итак, в 1999-м Михайлин едет в Англию и становится бронзовым призером чемпионата мира, а весной 2000-го он отказывается выступать на чемпионате Европы в польском Вроцлаве. Тогда тренерский совет предоставляет возможность Степкину выступить на чемпионате Европы, который Юра безоговорочно выигрывает.
А дальше пошли «разборки» перед Олимпиадой в Сиднее. Кто-то почему-то решил, что если Александр Михайлин – призер чемпионата мира-1999, то путевка на Олимпиаду ему гарантирована. И поэтому Саша может не ехать на сборы в Кисловодск и даже пропустить чемпионат Европы! Я думаю, тренеры просто запутались. Михайлину нужно было ехать во Вроцлав, и тогда бы независимо от его выступления на чемпионате Европы он бы попал на Олимпиаду. Но во Вроцлав поехал Степкин и победил!
Что делать? И у Михайлина путевка, и у Степкина есть основания для поездки в Сидней. Пришли к единственному компромиссному решению с учетом того, что оба претендуют на участие в Олимпиаде, – надо провести между ними контрольную встречу. Длилась она пять секунд. Михайлин упал. Для него Степкин очень неудобный соперник, не может он с ним сладить. Такое в борьбе нередко случается. А на чемпионате мира в Мюнхене они не пересекались. Накануне травмировался Тамерлан Тменов, поэтому боролся Михайлин, и он победил в двух весах – свыше 100 кг и в абсолютной категории…
бк
Продолжение следует…
Фото из личного архива Владимира Каплина
ОКОНЧАНИЕ
См. НАЧАЛО ► Владимир Каплин, Советский Союз, Россия (часть 1)
См. ПРОДОЛЖЕНИЕ ► Владимир Каплин, Советский Союз, Россия (часть 2)
Понравился материал?
Помоги проекту «Бизнес и культура»!
Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.